«Школа призвана дать каждому шанс на развитие»: профессор Агапов о миссии образования

Общество
«Школа призвана дать каждому шанс на развитие»: профессор Агапов о миссии образования

Система образования должна быть достаточно автономным социальным институтом, главной задачей которого является формирование личности человека и гражданина. Такую мысль высказал доктор философских наук, профессор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова Олег Агапов.

«Говоря о будущем образования, мы должны понимать, что образование представляет собой одновременно социальный институт и духовную практику, обладающие самостоятельным целеполаганием. Конечно, когда мы говорим о задачах образования с точки зрения различных общественных сил, начинается игра. Государство хочет видеть на выходе из школы одного человека, бизнес-сообщества — другого, военные, силовики — третьего и так далее. Но прежде всего образование должно формировать человека и гражданина в качестве личности. Формируя человека как личность, школа реализует свою главную миссию: через погружение в мир культуры и знания дать каждому шанс на развитие. Именно этого понимания сегодня не хватает в дискуссиях о будущем образования», — сказал Олег Агапов.

По мнению ученого, специфика современной ситуации состоит в вызовах трансгуманизма, цифровизации, которые не только стремительно отменяют классическую и гуманистическую педагогику, но и устанавливают своеобразную диктатуру редуцированных образовательных моделей техно- и датацентризма. Вместе с тем, неотчуждаемая миссия образования состоит в создании условий для духовного становления и самосовершенствования человека.

«Школа призвана дать каждому шанс на развитие»: профессор Агапов о миссии образования
«Экономические, политические, гражданские и иные запросы и практики выступают необходимыми, но недостаточными для генезиса личности. Свою полноту и достоинство образование получает только тогда, когда оно выходит на уровень формирования личности, способной к самостоятельному развитию, к «заботе о себе» как субъекте разума, нравственности и культуры. Таким образом понятое образование становится фактором и формой развития гражданского общества, действительно способного к самоорганизации и саморазвитию, к творчеству жизни, взращиванию смыслов и институтов. В ином случае, образование превращается в социальный «конвейер-фабрику» по приведению человеческих «полуфабрикатов» к стандартам политических, профессиональных и социокультурных институтов», — подчеркнул профессор.

Свою позицию Олег Агапов высказал на заседании Гражданского экспертного клуба, повестку которого составили вопросы развития российского образования. Дискуссия состоялась при поддержке ФАН.