Депутат Драпеко о работе нацпроекта «Культура»: «Выбирать надо по таланту»

Общество
Депутат Драпеко о работе нацпроекта «Культура»: «Выбирать надо по таланту»

Национальный проект «Культура» — большое и значимое дело, начатое в непростых условиях. В условиях санкционного и экономического давления необходимо формировать позитивный имидж российской культуры, а власть, в свою очередь, должна расширять и поддерживать список журналистов, освещающих культурную тематику. Сегодня необходимо способствовать более тесной коммуникации журналистского сообщества и органов государственной власти.

С этим согласна и заместитель председателя комитета Государственной думы по культуре, киноактриса, Заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко. В своем интервью ФАН политик рассказала о проблемах, с которыми столкнулся нацпроект «Культура», а также о главных направлениях работы власти в этой сфере.

— Какие трудности нацпроект «Культура» могут поджидать на пути его реализации?

— В этом проекте есть очень много направлений, которые финансируются из федерального бюджета и совместного бюджета (с участием субъектов РФ). То, что касается федерального бюджета, практически все выполняется. В регионах же существуют проблемы — многие регионы у нас дотационные. Для них довольно сложно собрать необходимые средства. За счет федеральных средств идет реставрация, строительство, ремонт. У нас есть программа, которая касается детских театров (в том числе кукольных). Есть программа, связанная с библиотеками («модельные» библиотеки). Но в стране у нас 40 тысяч библиотек, а модернизировали мы пока только 500-600. Поэтому это гигантская работа, которая еще предстоит. И если в центральных городах это понимают и программа реализуется легче, то в муниципальных образованиях у нас были проблемы.

— Как отразились на прохождении федеральных программ пандемия коронавируса и санкционная политика Запада в отношении России?

— Пандемия, конечно, ударила по всем учреждениям культуры по всей России. Потому, что существенную часть, достаточно весомую, финансирования составляли собственные доходы, которые резко сократились. И это коснулось заработной платы и ремонта с модернизацией. Это был очень трудный период.

Депутат Драпеко о работе нацпроекта «Культура»: «Выбирать надо по таланту»

Что касается санкций, то здесь проблема только с оборудованием. Мы заказывали его в недружественных теперь странах. Но мы сейчас восстановили нашу промышленность, которая производит необходимое оборудование. Эту категорию товаров вместе с Минпромторгом РФ удалось частично восстановить. Конечно, количества пока недостаточно. Но идет развитие, потому что государство за счет федеральных средств заказывает очень много инструментов и их рассылает по регионам. Есть проблемы с программным обеспечением (ПО), и сегодня мы тоже занимаемся тем, чтобы ПО было отечественного производства. Но это пока сложная тема.

— Можно ли что-то сделать в рамках проекта, чтобы восполнить недостаток западных кинематографических работ в российских кинотеатрах, а также театральных постановок и западных шоу?

— Насчет кинематографии мы провели общественные слушания в рамках Государственной думы. Пригласили крупнейших прокатчиков России, из регионов позвали. Выслушали их предложения. С одной стороны, мы предложили выпустить на экраны лучшие фильмы прошлых лет. С другой стороны, у нас были хорошие фильмы, которые, к сожалению, не смогли продержаться в прокате. Потому, что одновременно с ними выходили иностранные блокбастеры. И эти фильмы мы сейчас тоже пересматриваем.

Депутат Драпеко о работе нацпроекта «Культура»: «Выбирать надо по таланту»

В то же время прокатчики у нас просят параллельный импорт разрешить. Но здесь сложная ситуация, потому что речь идет не о физических носителях, а о правах, которые мы должны использовать без разрешения правообладателя. Сегодня нужно принять законодательные решения. Вот это обсуждается.

— Можно ли увеличить субсидии для творческих коллективов, испытавших на себе действие санкционной паранойи и утративших контракты за рубежом? Возможно ли их переориентировать на работу, например, для подрастающих поколений россиян с целью развития вкуса к искусству?

— У нас есть гастрольный центр Министерства культуры, который очень активизировался в последнее время. И многие коллективы, у которых сорвались гастроли в западные страны, сегодня отправлены на гастроли по России. Таких случаев довольно много. И те финансовые средства, которые были зарезервированы под гастроли в иностранные страны, реализованы в рамках гастролей по России.

Кроме того, Министерство культуры РФ отчиталось о гастролях наших коллег из Донецкой и Луганской народных республик. В силу того, что у них идет специальная военная операция, они не могут полноценно работать. И они сегодня тоже работают в Российской Федерации. Им организованы гастроли.

— Планирует ли Госдума пользоваться возможностями нацпроекта «Культура» для организации каких-либо мероприятий, направленных на восстановление, поддержание и развитие культурных связей с РФ на освобожденных территориях Донбасса?

— В рамках заседания Комитета по культуре в Госдуме мы провели встречу с деятелями культуры из Луганска и Донецка. Была выработана специальная дорожная карта, которая говорит о том, что мы будем делать и кто за это будет отвечать. Россия поможет с материальным обеспечением, в том числе музыкальными инструментами. Театральный и кинематографический союз предложили ряд мероприятий, которые они проведут. Много предложений, которые сегодня уже реализуются.

— Что конкретно национальный проект может предложить молодежи и детям, чтобы заинтересовать в российской культуре, ее традициях, ценностях и перспективах?

— Уже много всего реализуется. Есть специальные творческие смены во многих летних лагерях. Проводится очень много молодежных фестивалей, связанных с патриотическим воспитанием: молодежная песня, конкурс поэтов, юных писателей. Оживляем работу киноклубов, чтобы не только смотрели, но и обсуждали и учились смотреть киноискусство. У нас очень много действующих и работающих программ.

— Какие усилия предпринимаются, чтобы вырастить интерес к российской культуре за рубежом. Есть ли уже конкретные результаты?

— К российской культуре интерес за рубежом был всегда. Просто сегодня он искусственно «зажимается» в европейских государствах. И местная интеллигенция сопротивляется как может. У нас очень плотные связи со странами СНГ. И мы сейчас готовим на осень в рамках форума два больших мероприятия. Кроме западной Европы мир велик. И мы с ним очень плотно сотрудничаем.

Депутат Драпеко о работе нацпроекта «Культура»: «Выбирать надо по таланту»

— Каковы ближайшие задачи, которые ставят перед собой в комитете Госдумы по культуре?

— У нас есть несколько проектов, которые должны быть рассмотрены и приняты. Закон о многоквартирных домах-памятниках. Это исторические здания, помочь гражданам с их капитальным ремонтом и содержанием. Этому посвящен целый законопроект большой. Он был принят в первом чтении. Над ним идет большая работа в субъектах РФ, чтобы можно было принять во втором чтении. Второе — наше взаимоотношение с современной археологией.

У нас очень много всякого рода законов, которые ведут мои коллеги. Законы связаны с художественным образованием. После многих лет борьбы мы добились второго бесплатного образования для некоторых специальностей (режиссер, сценарист и так далее). Выбирать надо по таланту. Этого удалось добиться, но, к сожалению, не полностью. Потому, что Министерство культуры РФ вопреки нашему закону сделало так только в десяти вузах в качестве эксперимента. Будем добиваться, чтобы это распространялось и на остальные вузы.

Илья Головнев