«Эмбарго на поставки здравого смысла»: Марцинкевич оценил перспективы энергетического рынка ЕС

«Эмбарго на поставки здравого смысла»: Марцинкевич оценил перспективы энергетического рынка ЕС

В случае недостаточного заполнения газохранилищ Европу ждут очень серьезные проблемы с периодическими отключениями электроэнергии. У ЕС есть механизмы, чтобы решить данную проблему, однако в угоду геополитической конъюнктуре ни один из них пока не задействуется. Такое мнение в беседе с корреспондентом ФАН высказал главный редактор портала «Геоэнергетика.ru» Борис Марцинкевич.

Сегодня, 19 июля, агентство Bloomberg со ссылкой на аналитиков Rystad Energy сообщило, что из-за анормальной жары Европа не сможет восстановить запасы газа в преддверии зимы. По данным издания, жара повышает спрос на кондиционирование помещений для чего и требуется природный газ. До этого в планы не закладывалась такое резкое повышение температуры.

«Очень сложно сказать, чего именно хочет добиться Еврокомиссия, но результат таких действий достаточно очевиден. Наиболее показательный пример — это Германия, где идет третий этап борьбы с дефицитом энергоресурсов. Речь идет о передаче федеральной сетевой компании прав решать кто из потребителей будет получать газ. В обычных случаях это означает либо общее отключение на какой-то промежуток времени, либо будут выключаться крупные промышленные потребители. Население пострадает в последнюю очередь. Связано это не только с газовой проблемой, но и с тем, что с 1 августа начнется эмбарго на поставки российского угля. Свободных угольных мощностей на этой планете не так много, как европейцам хотелось. И даже попытка восстановить добычу на собственной территории тоже требует времени. Угольная шахта —  не водопроводный кран, где достаточно отвернуть краник. Поэтому дефицит будет и будет не только по газу, но и по углю», — рассказал эксперт.

Аналитик отметил, что помимо газа, альтернативных источников энергии у Евросоюза не так уж много. Однако и с ними имеются проблемы.

«Я напомню, что по итогам допандемийного 2019 года Евросоюз зависел от российских поставок на 46% по углю и на 40% по газу. Свободные мощности есть только в двух странах — США и Колумбии. Но успеют ли они решить вопрос с логистикой, согласуют ли все по цене, подойдет ли уголь по качеству, сказать сложно. Так что вероятнее всего будут либо веерные отключения, либо отключения промышленных объектов на какие-то промежутки времени. Ситуация с засухой только усугубляет проблему. Существует проблема и с заполненностью водохранилищ ГЭС. Малоснежная зима привела к тому, что на начало весны, если брать средние данные по ЕС, заполненность была на 19% ниже нормы. Если нынешняя жара с пересыханием рек продолжится, то и с получением энергии с гидроэлектростанций будет проблема», — указал он.
«Эмбарго на поставки здравого смысла»: Марцинкевич оценил перспективы энергетического рынка ЕС

Эксперт рассказал о двух сценариях выхода из газового кризиса. Первый касается запуска «Северного потока — 2», который уже давно готов к эксплуатации.

«Альтернатива может быть только одна. Отказ от эмбарго на поставки здравого смысла, которое в Европе тщательно соблюдается. Техническая возможность решить эти проблемы есть. Их две. Полностью готов к работе «Северный поток — 2», который требует только сертификации. С учетом недавнего решения европейского суда, который признал дискриминацию поставщиков в текстах поправок к третьему энергопакету, принятому в мае 2019 года, возможности для этого есть. Есть даже возможность частично сохранить лицо для некоторых политиков», — отметил Марцинкевич.

Второй сценарий касается газопровода «Ямал-Европа», который не работает с мая.

«Вторая возможность о которой почему-то мало говорят — это газопровод «Ямал-Европа», который с мая просто не работает в направлении с востока на запад, то есть из России в Европу. Причина в антисанкционных мерах России. Указом президента запрещены любые сделки и любая совместная деятельность компании EuRoPol GAZ. Это совместное предприятие «Газпрома» и двух польских компаний, которые являются владельцем и оператором польской части этого газопровода. Конфликт возник в связи с тем, что польская сторона отказалась выплачивать дивиденды за последние два года по акциям «Газпрома». Чтобы решить этот конфликт, полномочий Европейской комиссии более чем достаточно. Можно вмешаться в ситуацию. Даже если Польша отказывается компенсировать потери. Но этого тоже не делается. Потому что это означает конфликтные отношения с Польшей, которая стоит во главе антироссийской деятельности в связи с событиями на Украине. То есть Варшаву обижать нельзя. Обижать можно только европейских потребителей. Вариантов много — отменить эмбарго на российский уголь, разобраться с «Северным потоком — 2», разобраться с «Ямал-Европой». Механизмы у Евросоюза есть, но вопрос захотят ли ими воспользоваться», — заключил аналитик.

Помимо угля и газа на Западе также обсуждают ограничение доступа на рынки российской нефти. В частности, в последнее время на Западе все громче звучит нарратив о необходимости ввести «потолок цен» на «черное золото» из России. Одним из первых эту мысль озвучил итальянский премьер Марио Драги на саммите G7. Эксперты отмечают, что подобные инициативы могут привести к коллапсу рынка нефти.