В Главном военно-морском параде примут участие патрульные катера типа «Раптор»

Армия
В Главном военно-морском параде примут участие патрульные катера типа «Раптор»

В Главном военно-морском параде этого года примут участие патрульные катера типа «Раптор». Эти единицы считаются самыми скоростными морскими катерами нашего флота.

ВМФ — это не только крейсера и авианосцы

Утром 19 июля в акватории реки Невы в Санкт-Петербурге успешно завершилась первая тренировка Главного военно-морского парада. Информацию об этом распространил департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.

В ходе тренировки, проведенной в соответствии с утвержденным главнокомандующим военно-морским флотом адмиралом Николаем Евменовым планом, по фарватеру Невы в составе тактических групп прошли в парадном строю малые ракетные корабли, корабли противоминной обороны, ракетные катера, новейшие противодиверсионные, десантные, патрульные катера типа «Раптор» и противодиверсионные катера типа «Грачонок».

Из всей этой армады наибольший интерес представляют, пожалуй, отечественные высокоскоростные патрульные катера прибрежной зоны проекта 03160, также фигурирующие в документах под шифром «Раптор». Почему именно они? Ну, как минимум, по той причине, что данные единицы считаются самыми скоростными морскими катерами нашего флота.

ВМФ, это не только корветы, фрегаты, крейсера и авианосцы. Для обеспечения деятельности наиболее мощных кораблей ВМФ, с давних пор использовались единицы куда меньших размеров. Единицы, которые могли успешно оперировать там, где их «старшие братья» просто не могли развернуться.

Например, во времена парусного флота для охраны стоящих на якорях судов и высадки разведывательных партий использовались шлюпки. В XX и XXI веке эту тактическую нишу заняли специализированные патрульные катера.

Катер с «хищным» шифром «Раптор»

Остававшиеся в составе отечественного ВМФ патрульные катера советского производства в своем большинстве к концу первого десятилетия XXI века не только устарели, но и оказались порядком изношены. Осознав этот факт, Минобороны РФ начало искать им замену. При этом к перечню задач для новых «патрульников» добавились два важных пункта:

— скоростная доставка групп с вооружением, снаряжением и оборудованием;

— обеспечение действий подразделений спецназначения.

Ни один из имеющихся на тот момент у российских кораблестроителей проектов патрульных катеров этим требованиям не соответствовал. Поскольку разработка концепции нового корабля «с нуля» могла занять слишком много времени, решено было обратиться к иностранному опыту. Учиться хорошему ни у кого не зазорно. Ничего унизительного в инициативе российских кораблестроителей не было. Тем более, что прецедентов с полезным заимствованием иностранных новаций в истории российского флота, начиная с постройки голландским мастером в 1668 году первого русского парусного корабля «Орел», хватало с лихвой.

Шведская компания Dockstavarvet еще в 1991 году разработала проект скоростного транспортно-десантного катера Stridsbåt 90. Он оказался настолько удачным, что к началу 2011 года катера данного проекта числились в составе ВМФ семи стран, включая флот США. Тактико-технические характеристики Stridsbåt 90 вполне соответствовали требованиям МО России. Учтя это, конструкторское бюро судостроительного завода «Пелла» к 2013 году на основе шведского проекта разработало конструкцию российского патрульного катера проекта 03160. Новинка получила соответствующий его назначению «хищный» шифр «Раптор».

Очень быстрый и очень опасный

Что же конструктивно представляет собой этот военно-морской «зверь»?

Разделенный для повышения живучести на водонепроницаемые отсеки корпус патрульного катера изготовлен из алюминиевого сплава. За счет этого вес корпуса составляет всего 8 тонн. Облегчение конструкции не сказалось на ее прочности — «Раптор» способен действовать в открытом море при волнении до 5 баллов.

Водоизмещение катера — 23 тонн, длина — 16,9 метра, ширина — 4,1 метра, осадка — 0,9 метра, экипаж — 3 человека, десантовместимость — 20 человек.

«Раптор» может принять на борт взвод морской пехоты, спецназа или боевых пловцов со всем положенным ему по штату вооружением, после чего перебросить десант на удаление в 300 миль. Любопытно, что в случае необходимости сам катер может легко перебрасываться на большие расстояния в твиндеке десантного корабля. «Раптор» оснащен современными средствами навигации, связи и обнаружения. Два турбодизеля мощностью по 1150 л. с. позволяют катеру разгоняться до феноменальной скорости в 48 узлов, что делает «Раптор» самым быстрым морским катером в составе российского флота. Использование в качестве движителей водометов дает возможность детищу «Пеллы», во-первых, не бояться повредить лопасти винтов при действии на мелководье, во-вторых, разворачиваться чуть ли не на месте.

Ходовой мостик «Раптора» защищает композитная броня, способная выдержать попадание 7,62-мм пуль. Вооружение катера состоит из пары 7,62-мм пулеметов «Печенег» и дистанционно управляемого боевого модуля с крупнокалиберным 14,5-мм пулеметом КПВТ. Высочайшая дульная энергия КПВТ — 31 кДж позволяет 14,5-мм пулемету на дальности в 500 метров пробивать броню толщиной 32 мм, чего достаточно, например, для вывода из строя БМП и БТР. В обшивке самолета пули КПВТ оставляют дыры диаметром до 40 см!

Комплекс вооружений российского патрульного катера позволяет поражать надводные цели в любых погодных условиях на удалении до 2 км.

На удивление востребованные единицы

Головной «Раптор» был спущен на воду 15 августа 2013 года. К концу 2020 года «Пелла» сдала флоту уже 17 катеров и продолжает их строительство по сей день.

Катера проекта 03160 оказались на удивление востребованными единицами. Числясь в составе Балтийского и Черноморского флотов, «Рапторы» охраняют российские военно-морские базы и Крымский мост, блистают на военно-морских парадах, патрулируют бухту сирийского порта Тартус, принимают активное участие в специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, и даже служат персональными разъездными катерами министра обороны России в акватории Москва-реки.