Смольный смотрит в прошлое: зачем нужно строительство крупного ТЦ в Горской

Общество
Смольный смотрит в прошлое: зачем нужно строительство крупного ТЦ в Горской

Комитет по градостроительству и архитектуре опубликовал задание на подготовку проекта планировки территории Горская, выполнять которое будет СПб РСОО «Яхт-Клуб Санкт-Петербурга».

В списке объектов капитально строительства значатся яхт-клуб, вокзал водного транспорта, Академия парусного спорта, мультифункциональное деловое пространство, торговые и коммерческие площади, зона общественного питания, спа-комплекс, крытый парк развлечений, культурно досуговый центр, Академия теннисного спорта, школа верховой езды.

Все бы ничего, только вот под торгово-развлекательный функционал отведена львиная доля площадей. Например, площадь четырехэтажного торгового центра составит 112 тысяч квадратных метров, что чуть меньше той же «Меги — Парнас». Возможно, такая щедрость в отношении торгово-развлекательной сферы обусловлена попыткой хоть как-то компенсировать явно не очень прибыльные социальные направления. Однако в нынешних условиях даже существующим ТЦ-гигантам стоит пересмотреть свой формат и стратегию развития, чтобы остаться на плаву. Не говоря уже о планируемых объектах, которые появятся спустя пару-тройку лет.

Как объяснил в беседе с ФАН руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg Игорь Кокорев, крупные ТЦ переживают в последние годы не лучшие времена, поскольку и санкции, и пандемия повлияли на экономическую среду. Плюс потребительские привычки и запросы изменились.

«На данный момент непонятна схема реализации проекта в Горской. Возможно планируется привлечение независимых инвесторов. В этом случае возможно потребуются представители бизнеса, которые готовы выступить по сути меценатами для некоторых функций, остальные оставят рыночными. Практика того, чтобы торговая функция имела способность «вытащить» другие крупные направления и раньше не всегда была рабочей, сейчас тем более. В идеале, каждая функция проекта должна реализовываться разными инвесторами. А инвесторы зачастую хотят выгоды», — сказал эксперт.

Как объяснил собеседник ФАН, в текущих условиях многие крупноформатные торговые центры чувствуют себя хуже, чем хотели бы, по целому ряду причин. И дело тут не только в пандемии и санкциях. Пришла пора для трансформации торговых гигантов в нечто иное, более интересное и удобное для общества.

«В целом, ситуация на рынке торговой недвижимости в последние годы складывается таким образом, что ТЦ сейчас целесообразно задуматься о развитии и трансформации, чтобы они имели не только торговую функцию, но и общественную. В этом случае, конечно расположение именно в городской среде, поближе к жилью и уже существующей транспортной системе было бы оптимальным вариантом», — считает Кокорев.

Архитектурный критик Мария Элькина добавила, что строительство огромных ТЦ — это, в принципе, взгляд в прошлое. Запросы общества с 50-х годов, когда торговые центры в подобном виде только начали появляться, изменились. Еще в 2000-х на Западе они были признаны не самой здоровой формой досуга. И пандемия ускорила кончину этих гигантов: изменилась экономика и потребительские привычки. Поэтому размещение четырехэтажного торгового центра в «Горской», которая должна была стать еще одной визитной карточкой Петербурга вызывает очень большие вопросы с точки зрения и финансовой целесообразности, и общественной значимости.

Изначально соглашение о реновации Горской было подписано с компанией «Мегалайн». Произошло это еще в рамках ПМЭФ в 2021 году. Весь этот период «Мегалайн» вел работу по Горской и даже организовал международный конкурс на разработку проекта. На территории планировалось разместить объекты формата Light Industrial, IT-деревню, культурную и туристическую зоны. Центром локации и ее визитной карточкой должен был быть Музей Стихий с крупнейшим в мире искусственным водоворотом. Также в планах «Мегалайна» было создание парка с вписанными в природный ландшафт экотропами. Но главное — Горская благодаря ее ориентации на бизнес и малые производства стала бы источником 17 тысяч новых рабочих мест.

Однако, когда дело дошло до взаимодействия с петербургскими властями, начались бюрократические проволочки. В итоге, без объяснения причин город разорвал соглашение с «Мегалайн» и на ПМЭФ-2022 заключил договор уже с СПб РСОО «Яхт-Клуб Санкт-Петербурга».