Почему ЕС не поддержал блокаду Калининграда?

Колумнистика
Почему ЕС не поддержал блокаду Калининграда?

В середине июня Литва прекратила транзит товаров, попавших под санкции Евросоюза, в Калининградскую область, тем самым фактически объявив региону блокаду. Губернатор области Антон Алиханов заявил, что транзит был остановлен 18 июня.

«Мы считаем, что это грубейшее нарушение протоколов по вступлению в ЕС прибалтийских государств, правил свободного транзита», — добавил он.

В России блокада Калининградской области вызвала достаточно жесткую реакцию, которую подстегнули заявления ряда представителей Литвы о готовности ЕС и НАТО «забрать» Калининград.

Однако реакция самого Евросоюза на действия Литвы была довольно сдержанной, и фактически Брюссель отказал Вильнюсу в полной поддержке. А эксперты говорят о том, что конфликт вряд ли дойдет до острой фазы.

Наглый лимитроф

Евросоюз закрыл доступ для сухопутных грузоперевозок из России в апреле этого года, но тогда санкции не затронули транзит товаров в Калининград. По условиям совместного заявления России и ЕС от 2002 года, которое закрепляет особый статус региона, Литва не может препятствовать транзиту между Калининградской областью и остальной территорией РФ.

Это, однако, не помешало Литовским железным дорогам 17 июня уведомить своих калининградских коллег о прекращении транзита товаров, попавших под европейские санкции. По словам губернатора Калининградской области Антона Алиханова, транзит был остановлен 18 июня. Он также рассказал, что под ограничения попали от 40 до 50% номенклатуры грузов, включая строительные материалы, цемент и металлы.

«Мы считаем, что это грубейшее нарушение протоколов по вступлению в ЕС прибалтийских государств, правил свободного транзита», — заявил Алиханов.

Президент Литвы Гатанас Науседа 22 июня сказал, что Вильнюс продолжит увеличивать список запрещенных для транзита товаров по мере расширения санкций Евросоюза против России.

По его словам, Литва готова к ответным мерам со стороны Москвы, в том числе к возможному отключению от региональной энергосистемы.

А бывший министр внутренних дел Литвы Марис Гулбис заявил, что ограничение транзита в Калининградскую область и вовсе является сигналом России, что ЕС и НАТО готовы «забрать» Калининград.

«Это (ограничение транзита в Калининградскую область. — Прим. ред.) первый шаг Европы и НАТО по отсечению Калининграда, бывшей столицы Восточной Пруссии, от России. Я начал думать, что Европа прекрасно понимает, что делает. Литовцы еще лучше все поняли. Я думаю, русским послан четкий сигнал: если вы будете выпендриваться, мы заберем Кенигсберг», — сказал он.

Экс-министр также охарактеризовал нынешних лидеров западных стран как «слишком мягких» по сравнению с Рональдом Рейганом и Уинстоном Черчиллем. По его мнению, президент США Джо Байден должен был из-за начала российской спецоперации на Украине обратиться к президенту РФ с предупреждением: «Владимир, мы сейчас отнимаем Калининград».

Подобные заявления предсказуемо вызвали достаточно жесткую реакцию со стороны России. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Литва действует агрессивно и вышла за пределы недружественных линий. Посла ЕС в России Маркуса Эдерера вызвали в МИД страны для разговора, в ходе которого российская сторона потребовала немедленно возобновить транзит в Калининград, иначе последуют ответные меры.

Кроме того, член Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков отметил возможности экономического давления на Литву и допустил «самые жесткие действия» в случае серьезной угрозы для Калининграда.

«Решение, которое направлено на блокаду Калининградской области, — это такие средневековые методы», — сказал он.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также заявил, что в Москве уже обсуждаются конкретные меры в ответ на недружественные действия Литвы.

«Обсуждаются конкретные меры. Мы об этом говорили. В данном случае мы убеждены, что незаконные санкции, которые принял Евросоюз, в данной ситуации абсолютно неприменимы, и применение этих санкций в отношении транзита в Калининград противоречит основополагающим документам», — заявил Песков.

По его словам, речь может идти о различных мерах, включая и экономические.

Жестко высказался и зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев, который назвал действия Литвы хамскими и возложил на нее всю ответственность за последствия.

«На этих шагах, кстати, ЕС даже не настаивал, понимая возможные проблемы. Но Литва подобострастно расшаркалась перед американскими благодетелями, в очередной раз проявив свои дебильные русофобские установки. Скажем прямо, ограничение транзита — часть той самой "войны по доверенности", которую Запад развязал против России. Естественно, РФ примет ответные меры, и они будут очень жесткими», — отметил он.

Медведев заявил, что значительная часть возможных ответных мер имеет экономический характер и «способна перекрыть кислород прибалтийским соседям, которые предприняли вражеские действия». По его словам, Россия также может использовать и асимметричные меры, что вызовет дальнейшую эскалацию конфликта.

Политик правильно описал ключевую особенность нынешнего конфликта с Литвой: Евросоюз вовсе не спешил поддержать своего сателлита, а, скорее, даже наоборот, фактически отказался санкционировать его действия.

Без разрешения старших

Верховный представитель Евросоюза по внешней политике Жозеп Боррель 20 июня заявил, что никакой блокады Калининградской области якобы нет, а Литва действует в соответствии с санкционной политикой ЕС.

«Блокады нет, перевозки пассажиров и товаров между Калининградом и другими регионами России продолжаются. Остановлены только перевозки тех товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию ЕС запрещен», — указал он.

Однако уже через три дня Боррель выступил с фактически примирительной речью о том, что формулировки ограничений, позволивших Литве установить блокаду Калининграда, будут пересмотрены.

«Мы хотим ввести меры, которые позволят нам предотвратить любые формы нарушения санкций, но в то же время не мешать перевозке людей и товаров из остальной России в Калининград. Поэтому Еврокомиссия и Служба внешних связей Европейского союза собираются пересмотреть санкционные инструкции для того, чтобы четко показать: мы не собираемся блокировать или предотвращать трафик между Россией и Калининградом. Перед нами стоят две цели: помешать обходу санкций и не блокировать трафик. Обе эти цели можно достичь одновременно, и мы над этим работаем», — рассказал он.

По его словам, этот пересмотр завершится «как можно быстрее».

После этой речи губернатор Калининградской области Алиханов даже допустил, что ЕС не будет препятствовать транзиту в регион.

«Сейчас появились сообщения о том, что европейцы все-таки учтут свои обязательства и не будут препятствовать калининградскому транзиту. Посмотрим, как это отразится в документах, насколько быстро», — сообщил он.

А депутат Европарламента от Литвы Пятрас Ауштрявичюс и вовсе рассказал, что в ЕС шли жаркие дискуссии на тему транзита в Калининград, и Россия в будущем вполне может получить разрешение на провоз санкционных товаров через прибалтийскую республику.

«В Брюсселе сейчас очень жарко по поводу транзита в Калининград, и, похоже, Россия пока побеждает», — сказал он.

Вильнюс 27 июня согласовал с Еврокомиссией основные вопросы транзита товаров в Калининградскую область, сообщил советник президента Литвы по национальной безопасности Кястутис Будрис.

«Сегодня единогласно были согласованы основные принципы и базовые положения, которым должна следовать Литва, чтобы прояснить некоторые моменты для Еврокомиссии», — заявил он.

А 29 июня Reuters сообщило, что ЕС близок к компромиссу с литовскими властями, и Вильнюс возобновит транзит в Калининград через несколько дней.

«Торговля через Литву с Калининградом может вернуться в нормальное русло в течение нескольких дней. Европейские чиновники стремятся к компромиссному соглашению с прибалтийским государством, чтобы разрядить конфликт с Москвой», — пишет информагентство.

По мнению экспертов, Литва не захочет идти на конфликт с Евросоюзом из-за блокады Калининграда.

«Теоретически Литва может ввести какие-то индивидуальные санкции в отношении транзита, но вряд ли она станет нарушать дисциплину Евросоюза, тем более что Литве невыгодна такая транзитная война. Да, через Литву осуществляется транзит из России в Калининград, но и сама Калининградская область является транзитным коридором для Литвы в Польшу и европейские страны», — рассказал гендиректор Российского Совета по международным делам Андрей Кортунов.

А доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин считает, что как Россия, так и ЕС не заинтересованы в дальнейшей эскалации конфликта.

«У ЕС абсолютно нет такого желания, потому что европейские санкции, которые волнуют литовцев, работают, а для того, чтобы обеспечить безопасность Литвы, прибегают к помощи НАТО. То есть получается своеобразная дипломатическая каша. Вроде НАТО никто не угрожает, ничего не происходит, но из-за того, что не могут толком понять, как применять санкционное законодательство ЕС в отношении транзитных российских грузов, начинает развиваться военная составляющая этого кризиса с двух сторон. Тут НАТО привлекается, мы перебрасываем дополнительные контингенты наших оперативно-тактических средств — обстановка накаляется. Нет, я думаю, что все-таки благоразумие одержит верх, и в результате придут к какому-то взаимно приемлемому решению», — заявил он.

Таким образом, без поддержки Евросоюза Литва вряд ли будет в одиночку продолжать противостояние с Россией, и транзит в Калининград в скором времени может быть возобновлен. Однако нынешний конфликт в любом случае вскрыл уязвимое положение нашего западного региона, зависимого от поставок из недружественных стран, и эту ситуацию срочно необходимо исправлять. Например, увеличить морские перевозки тех товаров, которые в самом Калининграде слишком затратно или невозможно производить.