Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Общество
ОСАГО при групповых ДТП упростят
Украина
"Киев Капут": Донбасс в литературе от Лимонова до Прилепина
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    "Киев Капут": Донбасс в литературе от Лимонова до Прилепина

    13:21  10 Апреля 2015  /обновлено: 6:11  27 Октября 2015
    311

    Захар Прилепин

    В России с начала событий на киевском Майдане вышло немало исторических и политических книг, посвященных происходящему на Украине. А вот художественной литературы, - по крайней мере, резонансных текстов - почти нет. Ключевым российским авторам, - Сорокину, Пелевину, Акунину, по мнению писателя Михаила Елизарова, интересно пространство постмодерна, где главенствуют полутона и игры со смыслами. Реагируют ли отечественные литераторы на эту тему и стоит ли в будущем ждать произведений, которые можно будет назвать новой классикой, выяснял корреспондент Федерального агентства новостей.

    Не время для сомнений

    Происходящее на Украине стало испытанием и для русской культуры. Испытанием потому, что нельзя неопределенно и толерантно пожимать плечами, нужен выбор и ответ, уверена критик, доктор филологических наук, руководитель Центра культурной политики Института Наследия Капитолина Кокшенева. - Русские писатели честно возвысили свой голос: в интернет-журнале «Молоко» я прочитала рассказ Анны Челноковой «Ниточка» (посвящен жителям Донбасса); есть Юрий Юрченко, не только поэт, но и герой. Он был в плену и его стихи о Донбассе содержат силу подлинности. Поэты Алексей Полубота и Григорий Шувалов тоже ездили в Луганск с гуманитарной акцией в зону боевых действий, и переложили в стихи свои мысли и чувства. В той же экспедиции был и замечательный поэт Виктор Кирюшин. В городе Великие Луки под руководством Андрея Канавщикова издан сборник стихов в поддержку Новороссии. - Быть может, как человеку, вовлеченному в эту среду, вам известно, какие книги или проекты, связанные с конфликтом на Украине, готовятся к публикации? - В ночь с 24 на 25 апреля в рамках международной сетевой акции «Библионочь» в московской библиотеке «Просвещение трудящихся» состоится телемост в поддержку Русского мира. Проведет его Борис Лукин, будет связь с литераторами Донбасса. В этой же библиотеке откроется выставка «Мир Донбассу!», на которой будут представлены фотографии ополченца Александра Колесникова, которые тоже как ожог линзы, - пронзают болью. Русские литераторы поддерживают и своих донбасских коллег: так, в журнале «Нева» (2014, № 10) была напечатана повесть Александра Рыбина «Война в Луганске». Молодой писатель создавал свою повесть в перерывах между боевыми заданиями и обстрелами. Такая литература, созданная под пулями, есть важнейший живой документ времени. - Как вам кажется, увидим ли мы в будущем крупные произведения на эту тему? - Конечно, эта тема войны и мира, человеческого героизма и верности, страдания невинных детей – все это вновь возвращает современной русской литературе масштаб и подлинность. Я бы сказала, что масштаб вселенский: братоубийственная история Каина и Авеля вновь вопиет от земли к небу. Донбасс вернул нам трагедию, сбросив самодовольство потребительской и комфортной жизни. Мы не должны забывать себя, мы не можем жить ненавистью даже в трагедии, ведь, по словам русского классика «трагедия есть начало жизнеутверждающее». Русское сердце это понимает через скорбь. Художественное произведение рождается долго. Несомненно, мы увидим большие русские романы о наших братьях и сестрах Донбасса. - В одном из интервью вы размышляли о том, что конфликты на Украине были, в том числе, спровоцированы через культуру, в частности, через молодежную субкультуру. Можно ли сказать, что они подогреваются и сегодня этим же способом? - Я полагаю, что современное радикальное искусство, которое ориентировано исключительно на актуальный европейский театр, актуальные формы изобразительной и визуальной культуры, на всевозможные формы акционности, радикализирует общество. Мы выросли в культуре слова. И когда это слово изгоняется или искажается, или опустошается (как в интерпретациях классики), то мы дичаем, теряем самих себя. И это не требует оценки – этот факт требует просто быть учтенным. Создатели современного «искусства» обращены по преимуществу к молодежи. Носители такого «искусства без границ» ведут совершенно откровенную войну с русской классикой, полагая, что ценность классики исчерпывается тем, что она есть «столп и утверждение режима». Если государство – левиафан, если классика – это обслуга режима, если русская культура перекроена по евростандарту (и подгоняется сознательно и грубо под евроценности), а при этом молодому человеку не прививается культурное трудолюбие, мы получаем фашизм, который держится на вульгарных уличных мифах, а не на реальном знании своей истории и культуры. Нам все же стоит наконец-то понять, что главные битвы идут сегодня в культуре. Качественная цельная личность может быть «построена» только на отеческом фундаменте. А нынче не успел родиться, тут же получи в пеленках «декларацию прав человека», но как-то вопрос о том, что человеком еще нужно стать, поднимается не так часто. Украина это и наш, русский, урок. Поэтому хочется, чтобы не о топ-ведущей, возжелавшей вдруг стать актрисой и сыграть в русской классике, писали федеральные СМИ, а чтобы приглашали в эфир и на страницы изданий тех, для которых культура – это не римейк и не суррогат, а пространство подлинного и правдивого. Капитолина Кокшенева предоставила корреспонденту Федерального агентства новостей стихотворение поэта Алексея Полуботы, которое мы приводим ниже. На жгучих полях Новороссии На жгучих полях Новороссии Сошлись они в смертном бою. Умылись кровавыми росами За веру и правду свою. Один - славянин ополяченный. Другой - воин светлой Руси. В краине усобьем охваченной Пощады теперь не проси. И вот, чёрной пулей прострелены, Обнялись, как братья, они. Как бесы над ними - пропеллеры Рокочут и мечут огни.

    Дайте писателю время

    Отчасти с Капитолиной Кокшеневой согласен Игорь Якушко, писатель, литературный критик, главный редактор литературно-художественного журнала "Новая Литература". Он уверен, что мы еще увидим новые потрясающие романы, описывающие события на Украине, но для качественного произведения нужно время. - Интересует ли писателей, присылающих вам свои произведения, тема войны на Украине? - Интерес есть, но в писательской среде он проявляется слабо. В первую очередь оттого, что литературное творчество требует осмысления и времени на создание произведений высокого качества. Неподготовленные выкрики, естественно, звучат и у нас, и во всех других сферах жизни, но я их литературными произведениями пока не считаю. У нас есть несколько произведений на эту тему, но они не имеют прямого отношения к войне, а пока только косвенно. - Будет ли эта тема осмысляться в будущем? - Естественно, ведь она затронула судьбы и привела к смертям многих людей. И когда эти события будут осознанны в полной мере, - появятся литературные произведения. Одно дело написать статью, другое - рассказ или роман. Рассказы уже есть, но пока они выходят из-под пера людей напуганных и встревоженных. Пока мы видим еще неполноценные литературные произведения, а лишь попытки что-то осмыслить. Чтобы эта тема была проанализирована всерьез, должны произойти какие-то новые события, которые текущую войну сделают историей. Не обязательно военное столкновение, а, например, переделка госграниц, смена формации государств, участвующих в конфликте, смена властей. В таких условиях у серьезных писателей будет возможность оглянуться и сделать выводы. А сейчас еще не видно, к чему это привело. Пока мы в реальном времени варимся в этом конфликте, серьезных литературных произведений не будет.

    Не хотят слышать о войне

    Совсем недавно у Эдуарда Лимонова вышло новое произведение «Киев Капут. Яростная книга». В разговоре с корреспондентом Федерального агентства новостей Лимонов назвал книгу отчасти пророческой: "Это дневники, которые я публиковал с ноября 2013 и до начала 2015 года. Какие-то вещи я предсказал. Например, что Украина расколется. Там вообще много таких опережающих прогнозов". Лимонов отметил, что с коллегами-писателями он не общается, и их чаяния его интересуют меньше всего. А непопулярность темы войны в массовой литературе он связывает с позицией российской интеллигенции. "У нас средства массовой информации находятся в руках российской прозападной интеллигенции и они на эту тему говорить особо не хотят. Я заметил, что на эту мою книгу меньше критики, чем когда-либо. Это заметили и мои издатели", - сказал писатель. Лимонов не согласен с Игорем Якушко, что для создания серьезной литературы войну предстоит отстранено осмыслить: "Сколько же им нужно времени на осмысление. Война уже год идет".

    Власть модерна

    Упомянутый выше писатель Михаил Елизаров на одной из своих презентаций как-то заявил корреспонденту Федерального агентства новостей: «До последнего времени мы существовали в состоянии литературного постмодерна, где все было возможно и необязательно — все эти аллюзии, небрежность, интертексты, «как хочу, так и пишу». Но в связи с войной на Донбассе вернулся модерн. Модерн — это очень конкретная литература. В модерне люди умирают всерьез. Хиханьки и хаханьки закончились». Сам Елизаров, патриот и участник митингов в защиту Донбасса, сообщил, что с новым романом не торопится, и форсировать творческий процесс не хочет. Тем не менее, он остается одним из самых заметных российских авторов, живописующих действительность. Его последняя книга «Мы вышли покурить на 17 лет», где герои поколения 80-х входят в иную жизнь в новой России (и на Украине тоже), была тепло принята критиками. Герман Садулаев, несмотря на регулярный выпуск новых художественных сочинений, наиболее ясно свою гражданскую позицию транслирует через публицистику. Так, в одной из своих статьей Садулаев размышляет о насилии и крымском вопросе через призму романа Платона Беседина «Учитель», делая вывод, что новый герой — это простой человек из толпы. «Только они, массы учителей и крестьян в серых шинелях, они выигрывают все большие войны, а не кучки мачистых героев». Писатель и журналист Сергей Шаргунов написал о войне на Донбассе немало публицистических материалов. Его рассказ о погибшем ополченце, сотруднике Международного фонда славянской письменности и культуры Илье Качае, вызвал бурные обсуждения в сети. Шаргунов не раз ездил на Донбасс не только за репортажами, но и с гуманитарной помощью, которую собирал на своем интернет-портале «Свободная пресса». Его последний роман «1993» рассказывает от лица членов московской семьи о гражданской войне в центре столицы. Большой интерес общественности вызвал новый роман «Убийство городов» Александра Проханова, вышедший в февральском и мартовском выпусках журнала «Наш современник». Роман посвящен сегодняшним событиям в Новороссии (куда автор ездил не раз), и отличается дотошной документальностью. Герой повествования — писатель, поехавший воевать на Донбасс. «По мере того, как он там вступил в ополчение, сражался, терял товарищей, у него менялись цели и понимание того, для чего он там, на Донбассе. И он забыл, что он писатель. Он просто стал воином. Воином этой освободительной войны», — рассказал в эфире радио «КП» Проханов. Стоит упомянуть так и не вышедший сборник рассказов «Крым, я люблю тебя», куда должны были войти рассказы российских авторов на тему присоединения полуострова. Скандальный флер задумка издательства «Питер» приобрела после того, как о предложении написать рассказ в сборник за 30 тысяч рублей сообщила на своей странице в соцсетях писательница Татьяна Толстая.

    Автор: Диана Колобаева
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях