В Общественной палате РФ прошли нулевые чтения нового законопроекта о такси

Видео

В ОП РФ обсудили безопасность пассажиров и регулирование деятельности перевозчиков в рамках нового законопроекта о такси. Отдельное внимание уделили нюансам легализации работы в такси по системе самозанятых.

Работа над законом «О такси» ведется уже 11 лет. Многочисленные проекты, которые разрабатывались в этой сфере, увы, так и не были приняты. Сейчас у правительства появилось серьезное намерение создать надежную правовую базу для деятельности легкового такси в нашей стране, поэтому в этом году в Госдуму и был внесен очередной вариант законопроекта. Эксперты круглого стола детально проанализировали документ и поделились своим мнением по спорным позициям. Особое внимание заслужил вопрос безопасности пассажиров и распределения ответственности за попадание такси в аварию между водителем, агрегатором, владельцем автомобиля и страховой компанией.

В Общественной палате РФ прошли нулевые чтения нового законопроекта о такси
«За 10 лет доходность агрегаторов выросла в 10-12 раз, а реальная оплата труда водителя снизилась в 2-3 раза. Тарифы разрабатывают перевозчики, а потом запятая — и написано: «если иное не предусмотрено в договоре со службой заказа». Коллеги, мы кого обманываем? Служба заказа выставит такой договор, попробуй только не подписать», — отметил директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли Норайр Блудян.

Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус обратил внимание коллег, что осенью 2021 года было проведено публичное общественное обсуждение закона о такси. В итоге получившийся официальный документ, в обсуждении которого приняли участие 286 участников, содержал больше тысячи страниц и 2,5 тысячи предложений, однако из всего материала было учтено менее 1% предложений и замечаний. Также эксперт потребовал от законодателей простоты и удобства регистрации таксистов.

В Общественной палате РФ прошли нулевые чтения нового законопроекта о такси
«Ждут участники бизнеса простоты и удобства административных процедур. Простота и удобство для пользователя — это одна кнопка. У нас самозанятые регистрируются: одну кнопку нажал — и ты зарегистрировался. Это необходимая вещь для современного законодательства. Итого: нужны простые и понятные правила игры в этом законе. Абсолютно не нужен «сборник требований и инструкций по документообороту и отчетности для чиновников», — считает эксперт.

В последние годы пассажиры такси становятся все более требовательными к качеству оказываемых услуг и к вопросам безопасности поездок. Правозащитник в сфере легкового такси Елена Гращенкова подробно изучила документ и внесла свои корректировки.

«В 29 статье написано, что ответственность агрегатора снимется, если у него не было технических возможностей получить данные из реестра. Пассажиру вообще все равно: есть у вас техническая возможность, нет у вас технической возможности. Если нет технической возможности, значит, не работайте в этом бизнесе. Наше требование: 29 статью полностью ликвидировать из законопроекта», — сказала Гращенкова.
В Общественной палате РФ прошли нулевые чтения нового законопроекта о такси

Участники круглого стола сошлись во мнении, что бюрократический барьер для входа в профессию должен быть минимизирован. Контролю со стороны государства должны подвергаться наличие права на управление транспортным средством, страховки ОСАГО, отсутствие ограничений по состоянию здоровья и судимостей.

Председатель Профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков внес предложение лишить нерезидентов права работать в этой сфере.

«Я понимаю, что есть лоббисты, им выгодно набрать кучу киргизов. И пользуясь их, условно, «темнотой» эксплуатировать их по 25 часов в сутки. Приезжайте к нам, получайте гражданство, получайте водительское удостоверение российского образца — и никаких других вариаций быть не должно по определению», — заявил Попков.

Главным нововведением документа, безусловно, стала возможность для самозанятых легально оформлять свое транспортное средство в качестве такси и осуществлять пассажирские перевозки. Однако в связи с этим появляется масса нюансов. Как осуществлять контроль за состоянием водителя? Необходимо ли самозанятому таксисту подключаться к агрегатору? Нужен ли предрейсовый медицинский осмотр? Все эти вопросы были подробно обсуждены за круглым столом.

В Общественной палате РФ прошли нулевые чтения нового законопроекта о такси
«Сейчас, если вы поедете на автомобиле такси для личных целей, допустим, в «Ашан», и вас остановит инспектор, то ваш автомобиль уедет на штрафстоянку, поскольку вы будете без путевого листа. Ну и вы получите штраф в несколько десятков тысяч рублей. То есть концепция самозанятости и концепция путевых листов противоречат друг другу», — заметил координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

Эксперты подсчитали, что 96-98% перевозок уже выполняются самозанятыми водителями. Теперь их осталось лишь легализировать в отрасли. Для этого потребуется разделить правовое регулирование для самозанятых и таксопарков, то есть отменить невыполнимые для самозанятых официальные требования и верифицировать их в соответствии с установленными государством требованиями.

Первое чтение «Закона о такси» с учетом всех новых поправок и пожеланий организаторы обещали представить уже через три дня.