Удар милосердия: Россия поставила точку в скандальной истории с заводом «Мотор Сич»

Удар милосердия: Россия поставила точку в скандальной истории с заводом «Мотор Сич»

25 марта руководитель Департамента информации и массовых коммуникаций министерства обороны Российской Федерации, генерал-майор Игорь Конашенков сообщил о нанесении ракетного удара по очередному объекту ОПК Украины. На сей раз им оказался завод ПАО «Мотор Сич» — ведущее украинское предприятие, специализирующееся на разработке, производстве, ремонте и обслуживании газотурбинных авиадвигателей.

«Высокоточными ракетами большой дальности воздушного и морского базирования в городе Запорожье уничтожены производственные цеха завода «Мотор Сич», выпускавшие авиационные двигатели для боевой авиации воздушных сил Украины, в том числе беспилотных летательных аппаратов», — уточнил Конашенков.

Вот так, достаточно буднично Россия поставила точку в весьма запутанной и во многом скандальной истории запорожского машиностроительного завода, известного далеко за пределами Украины.

«Такого вопроса больше нет»

Будущее ПАО «Мотор Сич» еще со времен СССР обеспечивало двигателями огромный парк советских самолетов и вертолетов по всему миру. После развала Союза «Мотор Сич» начал новую, во многом нетипичную для украинских предприятий жизнь. В то время, как прочее советское промышленное наследие украинцы деятельно пилили (недаром до конца первого десятилетия XXI века Украина оставалась одним из мировых лидеров по продаже металлолома!), «Мотор Сич» выживал и развивался за счет обслуживания зарубежных заказчиков. Кроме того, предприятие было приватизировано собственным генеральным директором Вячеславом Александровичем Богуслаевым, владевшим контрольным пакетом акций через сеть офшорных компаний.

За счет «Мотор Сич» и работающих там людей Богуслаев стал одним из богатевших людей Украины — в 2018 году журнал «Фокус» оценил состояние Богуслаева в 327 млн долларов. Огромные финансовые возможности дали возможность Богуслаеву иметь сеть эффективных лоббистов в правительствах Украины и РФ. Широкая кооперация в авиационной сфере, надолго затормозившая развитие российского самолето- и двигателестроения, это, безусловно, персональная заслуга Богуслаева и его лоббистов в Москве.

Вместе с тем при Богуслаеве на «Мотор Сич» не было спроектировано ни одного принципиально нового авиадвигателя (по примеру российского ПД-14). Завод и КБ предприятия обеспечивали лишь выпуск, ремонт и модернизацию существующей линейки советского задела. Украинские моторостроители больше гнались за прибылью, чем смотрели на перспективу. Так, российские эксплуатанты неоднократно замечали, что двигатели, выпущенные или отремонтированные на «Мотор Сич» после 1991 года, изнашивались и ломались кратно чаще, чем изделия, покинувшие цеха предприятия в советское время. Эксперты открыто говорили о сознательном снижении ресурса украинских двигателей. Во многом это и стало причиной того, что программа импортозамещения в области авиадвигателей была запущена в РФ еще до 2014 года.

Единственным путем сохранения «Мотор Сич» была тесная кооперация с РФ и интеграция с ее авиастроительной индустрией. Но такой вариант не соответствовал ни личным интересам Богуслаева, ни политическому курсу украинского государства.

После трагических событий 2014-го усилия российской стороны по импортозамещению украинских авиадвигателей были удвоены. Это принесло положительный результат — в феврале 2018 года вице-премьер РФ Юрий Борисов, курирующий в правительстве вопросы военно-промышленного комплекса, смог сообщить журналистам, что «вопрос замещения украинской продукции оборонно-промышленного комплекса для России закрыт, такого вопроса больше нет».

Меткий «выстрел в ногу»

Итак, ОПК России смог после «Евромайдана» вырулить из непростой ситуации. А вот ПАО «Мотор Сич» пришлось много хуже.

Богуслаев начал диалог с китайской стороной на предмет возможной продажи доли акций предприятия в обмен на масштабное инвестирование. Китай, как и РФ, являлся многолетним покупателем украинских двигателей, поэтому связи у Богуслаева с Пекином были очень тесными. Более того, в начале 90-х КНР различными путями осуществила масштабный хедхантинг, скупив на Украине оптом и в розницу массу авиационных специалистов, в том числе и в двигателестроении.

Так или иначе, но предложение Богуслаева китайцам понравилось. Опять же, госпереворот в Киеве «обнулил» лоббистов Богуслаева в украинском правительстве, а последующий разрыв военно-технического сотрудничества Украины с Россией вызвал падение операционной прибыли «Мотор Сич». Словом, Владимир Александрович стал намного сговорчивее.

«Я мог закрыть завод, мог сократить количество работников. Такая проблема стояла передо мной. Мы решили найти инвестора. Нам подсказали, кто инвестор, мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал акции», — с драматическими нотками в голосе позже вспоминал Вячеслав Александрович.

Логика китайских инвесторов была понятна. Играя «в долгую», загружая «Мотор Сич» заказами в пользу Китая и его огромного авиационного рынка, Пекин осуществлял трансфер двигателестроительных технологий. Особый интерес для инвесторов представлял сегмент «движков» для тяжелых транспортных самолетов и вертолетов, в котором у КНР наблюдался дефицит собственных компетенций. Размен контрактов на технологии был временным — до момента получения китайской стороной критически важных знаний и навыков. «Мотор Сич» проработал бы еще максимум лет 20, после чего Китай закрыл бы «украинский проект» за его уже очевидной ненужностью.

Новый поворот в этой истории случился, когда в Штатах президентские выборы выиграл Дональд Трамп. В 2018 году новый американский президент инициировал начало настоящей торговой войны между США и КНР. Одновременно китайская сторона попыталась легализовать свои договоренности с Богуслаевым, переведя сделку из офшорной зоны в национальную — украинскую. Только тут о сделке узнали в США. Переход «Мотор Сич» под китайский контроль был для Вашингтона совершенно неприемлем, так что американская администрация намекнула Киеву на «незаконный характер» сделки Богуслаева с китайцами. Постмайданное правительство Украины полностью зависело от Вашингтона, поэтому Киев заблокировал передачу уже оплаченных (!) акций «Мотор Сич» китайской стороне.

Не стану тратить время на подробный анализ дальнейшего развития конфликтной ситуации вокруг двигателестроительного предприятия, в которой посильное участие приняли не только Богуслаев, китайцы и американцы, но и топ-менеджмент «Мотор Сич», украинские любители рейдерских захватов, СБУ, а также президент Украины. Просто отмечу, что смена в Белом доме Трампа Байденом для президента Украины Владимира Зеленского означала расширение пространства для маневра вокруг «Мотор Сич» и, как следствие, получение дополнительных политических очков. Байден-то, в отличие от своего предшественника, никаких требований в отношении сделки Богуслаева с китайцами еще не выдвигал. При этом китайская сторона занимала выжидательную позицию и какими-то ультиматумами Киев тоже не бомбардировала.

Удар милосердия: Россия поставила точку в скандальной истории с заводом «Мотор Сич»

Словом, Зеленский получил шанс попробовать найти компромиссное решение проблемы, «пропетляв» между своим заокеанским сюзереном — Вашингтоном и своим основным торговым партнером — Пекином. Однако вместо этого президент Украины внезапно решил сделать президенту Соединенных Штатов подарок, о котором тот и не просил. 24 марта 2021 года Зеленский подписал указ о национализации завода «Мотор Сич».

Ну, что тут скажешь? Более меткого «выстрела в ногу» Владимир Александрович, наверное, при всем желании сделать не мог!

В итоге Зеленский не получил никаких политических дивидендов в диалоге с новой администрацией США, плюс своей совершенно идиотской попыткой «кинуть» мировую державу настроил против себя КНР. Мало того, спровоцированная Зеленским конфликтная ситуация вокруг «Мотор Сич» похоронила амбициозные планы президента Украины по промышленной кооперации с Турцией, в рамках которых предусматривалось оснащение турецких вертолетов и БПЛА двигателями «Мотор Сич». Почему похоронила? Потому что заниматься масштабными совместными проектами с участием ставшего токсичным для иностранных инвесторов украинского предприятия в Турции дураков не нашлось. Максимум на что теперь мог рассчитывать Киев, это на теневую продажу Анкаре украинских технологических секретов с «Мотор Сич» за мелкий прайс. И это все!

Российский coup de grâce

Самостоятельно, то есть без внешних инвестиций, «Мотор Сич» после потери российского рынка существовать не мог. У Киева средств для инвестиций в «Мотор Сич» не имелось. У Вашингтона деньги были, но американцы не собирались их вкладывать в «Мотор Сич», поскольку видели в украинском предприятии прямого конкурента собственным машиностроительным компаниям. Пекин после национализации «Мотор Сич» начал ожидаемо сворачивать на Украине свою инвестпрограмму, «закручивать краник» украинскому экспорту и готовить иск против Зеленского в арбитражный суд в Гааге на сумму более 4,5 млрд долларов. Прочие потенциальные инвесторы, помятуя про неадекватное поведение Зеленского в ситуации с «Мотор Сич», шарахались от украинского предприятия, как от огня.

В общем, после того, как президент Украины подписал указ о национализации «Мотор Сич», завод в Запорожье был обречен. Однако он еще мог какое-то время по инерции выпускать авиадвигатели для вертолетов и беспилотников. Последнее обстоятельство с началом специальной военной операции на Украине автоматически превратило завод «Мотор Сич» в одну из приоритетных целей для ВС РФ. Дальнейшее читателям уже известно.

Повторюсь — «Мотор Сич» с экономической точки зрения был после 24 марта 2021 года обречен. Посему ракетный удар, нанесенный ВС РФ по цехам украинского машиностроительного предприятия 25 мая 2022-го, стал для «Мотор Сич» лишь своеобразным coup de grâce – «ударом милосердия».