Уроки спецоперации: какой должна быть военная логистика будущего

Уроки спецоперации: какой должна быть военная логистика будущего

Спецоперация ВС РФ на Украине задаст стандарты качества для всех армий мира на годы вперед.

Спецоперация на Украине останется в памяти как одно из важнейших событий в современной военной истории. Уроки, полученные в ходе спецоперации, определят вид вооруженных сил по всему миру на десятилетия вперед. И военная логистика также должна будет измениться под требования времени.

Какая бы современная техника ни оказывалась на линии столкновения, какие бы хорошо подготовленные бойцы ни управляли ей — без снабжения нет победы. Так было в эпоху наполеоновских войн, так было во время двух мировых войн, и то же самое остается верным и сейчас. Прогресс не стоит на месте, и снабжение войск должно поспевать за новой реальностью, отвечая на новые вызовы.

Уроки спецоперации: какой должна быть военная логистика будущего

Логистика высокой интенсивности

Спецоперация ВС РФ на Украине высветила несколько важных моментов, которые до того или отрицались мировой военной наукой, или не получали должного внимания.

Первое и самое важное — возросшая нагрузка на тыл воюющих сторон. До спецоперации в западной военной школе бытовало мнение, что в современной войне логистика, заточенная на высокую интенсивность перевозок, не очень нужна. Предполагалось, что конфликты будут быстрыми, и подразделениям хватит своих собственных припасов — через пару дней активная фаза любого конфликта будет заканчиваться, и логистика по сути вернется в режим мирного времени. Реальность спецоперации ВС РФ на Украине показала ошибочность этой позиции.

Уроки спецоперации: какой должна быть военная логистика будущего

Современные боевые действия идут куда медленнее, чем-то ожидалось. А вот их интенсивность возросла. В итоге логистам необходимо обеспечивать непрерывную и очень активную работу множества сложнейших соединений — от многочисленных систем ПВО и беспилотников, до старой доброй артиллерии и пехоты на передовой. Обеспечивать непрерывно — не в течении пары дней, а месяцами. И тут скорее стоит обратиться даже не к истории Второй мировой, а к Первой мировой войне.

Другим возможным источником «вдохновения», как бы то не показалось странным, может стать современная гражданская логистика. Перед огромной компанией, которой надо обеспечить работу сотен своих магазинов на огромной территории, стоят задачи в чём-то схожие с военной логистикой. И современный бизнес выработал крайне эффективные решения и методики. Совсем не зазорно некоторые идеи позаимствовать у него.

Вооружение про запас

Другой важный момент — это запасы вооружения. И снова западная военная наука считала этот вопрос не важным. Ждали быстрый ядерный конфликт, или скоротечную военную операцию или долгое противостояние низкой интенсивности. В итоге горы оружия, накопленные под впечатлением от Второй Мировой, постепенно раздавали союзникам и странам третьего мира. Ставка была сделана на небольшой запас сложного и дорогого вооружения.

Уроки спецоперации: какой должна быть военная логистика будущего

Такие идеи были и в России — и как хорошо, что их не успели полностью воплотить в реальность. Спецоперация на Украине показала, что современный конфликт может «пожирать» снаряжение и боевую технику даже лучше, чем Вторая мировая. На Западе уже сообщают, что запасы таких вооружений, как ПТУР «Джавелин», тысячи которых отправили на Украину, начинают заканчиваться — а Киеву надо ещё и ещё. Вывод однозначен — для современной войны должны быть подготовлены значительные запасы техники и снаряжения. Даже если это требует понизить планку требований к оружию.

Броня для грузовика

Другим важным уроком стало то, что необходимо обеспечить живучесть логистики. На это зачастую не обращали особого внимания: есть грузовичок — пусть он по тылам и ездит. В ходе «конфликтов низкой интенсивности» пришлось часть машин бронировать и сделать устойчивым к подрывам мин, — однако в массе своей логистика и у нас, и на Западе продолжала скорее опираться на обычные небронированные грузовые машины. Спецоперация на Украине расставила все по своим местам — время простого грузовика прошло. Современная артиллерия, беспилотники и барражирующие боеприпасы сделали то, что раньше было глубоким тылом, практически передовой.

Уроки спецоперации: какой должна быть военная логистика будущего

Современный военный грузовик должен быть бронированным. Да, броня не спасет его от прямого попадания ракеты — но она спасет от осколков, которые куда опаснее. Всего один небольшой кусочек метала может полностью вывести из строя грузовик. К счастью, российский ВПК еще по итогам сирийской кампании начал активные работы в этой сфере.

Это лишь немногие выводы, которые можно сделать на основе информации из открытых источников. Многое еще предстоит узнать, осознать и найти решение. Но можно точно сказать, что спецоперация кардинально изменит многое в армиях по всему миру. И российская армия должна быть на гребне этих изменений.

Вы узнали об этом первыми.
Подписывайтесь на наш сайт
и будьте в курсе самых важных событий!