Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Песах: у каждого еврея свой «египет»

Песах: у каждого еврея свой «египет»

12:19  4 Апреля 2015
1066

Пасхальное блюдо

Пасхальное блюдо Вечер 3 апреля стал в 2015 году самым важным для евреев всего мира – начался самый главный иудейский праздник Песах. Именно в Песах евреи, вспоминая об избавлении из египетского плена, празднуют свое рождение, как свободного народа. Главная заповедь на первый пасхальный вечер – по всем правилам справить седер, во время которого, как известно, всё должно быть строго по порядку («седер» в переводе с иврита – это и есть «порядок»). Каждое действие и каждый атрибут седера имеют глубокий смысл. Это и последовательность действий и молитв, и ритуальная пасхальная еда (хлеб свободы – маца, горькая зелень – марор, сваренное вкрутую яйцо, опаленная косточка с мясом и сладкий харосет в память о глине, из которой евреи делали кирпичи для египетских пирамид). Это и заветные четыре бокала вина, который должен выпить каждый участник пасхального действа. Всё строго по канонам Всё строго по канонам Вообще-то Песах семейный праздник, в котором важная роль отведена детям, но в Петербурге все желающие смогли провести седер среди единоверцев в Большой хоральной синагоге или в одной из еврейских организаций, которых немало в нашем городе. Корреспондент Федерального агентства новостей встретила Песах почти по-семейному – среди друзей в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга. Хотя обстановка на празднике была, как говорится, неформальная, тем не менее, ведущий седера директор Центра Александр Френкель строго следил, чтобы всё шло по самым строгим канонам, принятым в иудаизме. Единственное отступление, которое было сделано, – вместо традиционного рассказа о выходе евреев из Египта ведущий попросил каждого из присутствующих рассказать о личном – о выходе из своего собственного «египта». Конечно, имелась в виду не конкретное уважаемое государство Ближнего Востока, речь шла о личных историях преодоления, осознания себя евреем, что для советских граждан было, как известно, совсем непросто. Рассказ о личном опыте Рассказ о личном опыте "выхода из Египта" Начал рассказ сам Александр, задав общий тон беседе – приближающееся 70-летие Победы. Френкель рассказал, как в 1987 году, он, будучи участником подпольных ленинградских семинаров по еврейской культуре, поехал в Белоруссию на траурную полулегальную церемонию на месте массового расстрела евреев нацистами. Увиденное так потрясло его, что дало толчок ко всей последующей деятельности. В частности, во многом его усилиями в 1991 году в Пушкине в память о погибших евреях появился знаменитый памятник «Формула скорби» авторства Вадима Сидура. В Европе, Америке и Израиле, возможно, есть мемориалы и покруче, но на территории бывшего Советского Союза «Формула скорби» стала одним из наиболее выразительных памятников жертвам Холокоста. Увы, даже через 70 лет после войны о Холокосте до сих пор многие, особенно молодые, почти ничего не знают. Об этом рассказал молодой человек, только что вернувшийся из ознакомительной поездки в Израиль. Оказалось, для некоторых участников поездки, даже имеющих еврейские корни, увиденное в мемориале Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» было абсолютно незнакомой страницей истории. (Именно об этом – ставший уже знаменитым фильм журналиста Мумина Шакирова «Холокост – клей для обоев»). Тема войны была задана, и один из присутствующих рассказал, что его первый личный «исход» был в 1942 году, когда его, еще ребенком, полумертвого вывезли через Ладогу из блокадного Ленинграда. Удивительную историю рассказал участник седера Роман, который многие годы работает в поисковых отрядах, разыскивающих погибших воинов Великой Отечественной. В 2009 году волонтеры вели работы в районе Олонца, где почти целиком полегла Третья Фрунзенская дивизия народного ополчения, укомплектованная тогдашней ленинградской элитой – профессорами, аспирантами, художниками… И вот как-то поисковики сидели вечером у костра, и неожиданно зашел неприятный разговор, на тему что, мол, евреи не воевали, отсиживались в тылу. (Именно об этой распространенной «легенде» поэт-фронтовик Борис Слуцкий когда-то написал: «Пуля меня миновала, чтоб говорили нелживо: «Евреев не убивало! Все воротились живы!») А на следующий день после этого разговора поисковики нашли останки воина, у которого оказался при себе так называемый «смертный медальон», на котором им удалось прочитать имя: Нейман Борис Яковлевич, 1919 года рождения. Борис Нейман был студентом Политеха, в июле добровольцем ушел на фронт, погиб в бою. По сведениям из «Книги памяти евреев, павших в боях с нацизмом», до 2009 года считался пропавшим без вести. Останки Неймана похоронили в Карелии, в районе деревни Сяндеба, где стоит мемориал памяти Третьей Фрунзенской дивизии народного ополчения...Родственников найти не удалось, и медальон передали в музей Политехнического университета. Вот такой у каждого «египет». Ну и конечно пели традиционные пасхальные песни, в основном на идиш – Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга делает очень много для сохранения этого исчезающего языка европейских евреев. Для справки. Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга – одна из старейших еврейских организаций нашего города – ведет просветительскую деятельность не только среди евреев. Там успешно действует бесплатная программа для детей мигрантов из Средней Азии и Закавказья: малышей и школьников учат русскому языку, проводят для них экскурсии и вообще помогают адаптироваться к жизни в России. Возможно, в частности, за это координатор организации Леокадия Френкель подверглась травле со стороны националистов, о чем Федеральное агентство новостей сообщало ранее.  

Елена Янкелевич
Новости партнеров