Оперные страсти: как умирал "Тангейзер"

Оперные страсти: как умирал "Тангейзер"

31.03.2015 21:35
671

Нетеатральная хроника: как умирал "Тангейзер"

Сейчас, когда новосибирский «Тангейзер» столь шумно, при поддержке прокуратуры, суда, митрополита Тихона, министра культуры, широких волнений в православной и театральной общественности ушел с афиши театра, можно подвести итог этой истории и спросить себя: что же в сухом остатке?

Неисповедимы пути режиссера

Однозначно выиграл от грандиозного скандала автор новосибирской постановки «Тангейзера» Тимофей Кулябин – он стал желанным постановщиком в Большом театре, в Ленкоме, откуда получил официальные приглашения. Да и Новосибирский государственный академический драмтеатр «Красный факел» не остался в стороне от столь желанной персоны, предоставив ему возможность поставить спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Заметные фигуры в российском театральном пространстве потирают лбы: это ж как повезло молодому режиссеру! Ярче всех на эту тему высказался главный режиссер Ленкома Марк Захаров, вспомнив свое восхождение на театральные подмостки и Анну Ахматову, которая сказала, глядя на травлю Иосифа Бродского: «Какую судьбу готовят нашему рыжему!» «Неисповедимы пути Господни! – комментирует скандал с «Тангейзером» Марк Захаров: Тимофей Кулябин — одаренный человек, и он все равно пробился бы на высокую режиссерскую орбиту, но без митрополита Тихона это было бы медленное восхождение, а с митрополитом все случилось во мгновение ока, как и положено в современной России». Проиграл ли директор новосибирской оперы Борис Мездрич, чье имя теперь известно не только в театральной среде? Он остался без работы, но многие склонны думать, что это ненадолго. Тот же Кулябин выразил надежду, что Мездрич не уйдет из театральной сферы. «Мне кажется, что не только события последних месяцев, но и вся ваша театральная карьера сделали вас профессиональным ориентиром для любого директора театра. Жаль, если окажется, что вашему примеру с каждым днем все труднее следовать», — говорится в письме Кулябина, которое он прислал в редакцию «Ленты.ру».

Главное в спектакле - не задеть ничьих чувств

Безусловно, выиграл руководитель Михайловского театра Владимир Кехман, занявший по решению министерства культуры место Мездрича. Отныне он будет получить две зарплаты - одну в петербургском театре, вторую – в новосибирском. А что до хора осуждающих голосов, то Кехман не из тех людей, кто обращает на это внимание, тем более при таком-то пиаре. Заметно поменялась тональность высказываний: если вначале анти-тангейзеровской компании театральная и не только общественность заняла четкую позицию, отстаивая право художника на творческий поиск, то теперь на авансцену вышли прежде незаметные герои информационного сопровождения широкой медийной кампании. Так, председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис также назвал «закономерной» реакцию Минкульта и добавил, что речи о цензуре в этой истории не идет. «Это государственный театр федерального уровня, у которого учредителем является министерство культуры РФ, и оно вправе не продлить контракт с работником согласно Трудовому кодексу», - растолковал он ситуацию представителям СМИ. Эксперты, которые комментируют увольнение Мездрича и закрытие спектакля, склонны считать, что творческие люди вольны интерпретировать те или иные художественные произведения, но при этом нельзя оскорблять ничьих чувств и интересов. Считается, что оскорблены чувства христиан. Почему-то не берется в расчет то обстоятельство, что христианам, особенно в период Великого поста, согласно святоотеческих традиций, стоило бы воздержаться не только от походов в театры, но и от скандалов. Не говоря уже от митингов на улицах Новосибирска, куда религиозные активисты собрались на приглашению митрополита, под предводительством депутата-боксера Николая Валуева. Теперь главный посыл высказываний об инциденте: не задевать ничьих интересов. Свобода творчества – свободой, но как бы кого не задеть, особенно нельзя задевать чувства представителей различных групп и конфессий. Как не вспомнить тут реакцию императора Николая II, который после премьеры «Ревизора» сказал, что в пьесе всем досталось, «а мне особенно». С тех пор «Ревизор» не уходит из репертуара российский театров, а Гоголю ничего, кроме восторгов публики и гонораров за это не было. Если не считать, конечно длительной поездки в Италию за казенный счет.

Кулябин скрывается от Кехмана

Новый директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Владимир Кехман снял с репертуара скандальную оперу и предложил поставить точку в этой истории. На сайте театра появились высказывания Кехмана: «Вынужден сообщить, что «Тангейзер» снимается с репертуара. По двум причинам. Первая - и главная: режиссер Тимофей Кулябин, с которым я намеревался обсудить ситуацию и пути выхода из нее, скрывается от меня. В течение двух дней я пытался с ним встретиться, но молодой человек так и не появился. От его имени его ассистентка пытается формулировать какие-то предварительные условия этой встречи, которые мне совершенно непонятны», - приводятся в сообщении слова директора. При этом Кехман отметил высокое музыкальное качество спектакля, который он посмотрел в записи, «прекрасную работу труппы и дирижера». Кстати В оперном жанре Тимофей Кулябин попробовал себя в 2009 году, поставив «Князя Игоря» Александра Бородина в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В 2007 году окончил ГИТИС. С тех пор - режиссер, а с 2015 главный режиссер театра «Красный факел». Постановил спектакли: «Пиковая дама», «Онегин» по Пушкину, «Смертельный номер» Антонова, «Макбет» Шекспира, «Маскарад» Лермонтова, «Гедда Габлер» Ибсена, «Без слов». В Омском театре драмы поставил спектакль «Невский проспект» по Гоголю, в Рижском русском театре – «Livejournal», в Ярославском театре драмы им. Волкова − «Кармен» по Мериме, в театре «Приют комедианта» – «Шинель. Dress Сode» по повести Гоголя, в Новосибирском театре оперы и балета – оперы «Князь Игорь» Бородина и «Тангейзер» Вагнера, в Театре Наций – «Электру» Еврипида, «Сонеты Шекспира».

Ирина Смирнова
Колонна протестующих подошла к Белому дому после приезда Трампа
Закрыть