ФАН подвергся DDoS-атаке. В настоящее время сайт работает в ограниченном режиме.

В Киеве ругают Турцию за стремление сохранить поток российских туристов

Украина
В Киеве ругают Турцию за стремление сохранить поток российских туристов
pixabay.com

Киевский политолог-международник Сергей Сидоренко резко раскритиковал руководство Турции за «отсутствие поддержки Украины», а также за параллельное развитие связей с Россией.

Сидоренко напомнил — сегодня среди государств, которые пытаются поддержать Украину на фоне военной спецоперации РФ, хватает тех, кто старается не только помочь Киеву, но и соблюсти собственные интересы.

«В целом, это вполне логично. Но, когда такие «партнеры» помогают также России, это не может не смущать, особенно когда эти попытки нарастают. Официальный Киев уверен, что подобное сейчас происходит с Турцией. Это государство помогает Украине, поддерживает ее политически и оружием, яркий пример тому — десятки турецких БПЛА «Байрактар» у ВСУ. Но одновременно Анкара помогает России и россиянам обходить санкционное давление, введенное Западом», — указал политолог.

На этой неделе президент Владимир Зеленский резко раскритиковал политику, проводимую Турцией, напомнил Сергей Сидоренко.

В Киеве ругают Турцию за стремление сохранить поток российских туристов
Volodymyr Zelensky/Globallookpress
«У нас популярен стереотип, что Турция — один из ближайших союзников Киева в военной операции. Но, к сожалению, это не так. Да, Анкара нас поддерживает, но у Киева появляется все больше вопросов к ее действиям. С одной стороны, Анкара выступает посредником и поддерживает Украину в важных шагах. С другой, там готовят несколько новых маршрутов для российского туризма. «Если мы хотим иметь дружеские отношения, то это невозможно. Это двойные стандарты, это несправедливо, так быть не может», — заявил президент Зеленский. Кстати, Турция, еще в феврале отказалась вводить санкции против РФ, и к тому же усилила экономическое сотрудничество с ней», — заявил эксперт.

Украину беспокоит информация о создании в Турции нескольких авиакомпаний, цель которых — позволить россиянам обойти наложенные на них санкции, указал он.

«Особое значение имеет то, что эти авиакомпании создаются при содействии турецкого правительства. И наконец Киев беспокоит то, что речь идет о централизованном, масштабном процессе, — сообщил Сидоренко. — После 24 февраля большинство стран Запада «закрыли небо» для российских самолетов и прекратили авиасообщение с РФ. К тому же, Россия попала под санкции Airbus и Boeing, и теперь не может обслуживать самолеты, покупать детали и т. д. По сути, российские авиакомпании потеряли право официально использовать эти самолеты. Москва ответила на это нестандартным и беспрецедентным шагом — по сути, конфисковала у иностранных владельцев все лизинговые самолеты, которыми пользовались авиакомпании РФ. Это позволило россиянам продолжить ресурс оставшихся на территории России авиалайнеров — обслуживать их неавторизованно, и использовать часть бортов в качестве «доноров запчастей».

Турецкая туриндустрия издавна ориентируется на российских туристов, напомнил он.

«При этом Турция стала единственным государством-членом НАТО, которое не ввело авиационные санкции против РФ. До сих пор львиную долю рейсов в Турцию осуществляли российские чартеры, с которыми теперь есть проблемы, — сообщил эксперт. — Поэтому в Турции решили, что при таких рисках лучше создать компании, которые будут обслуживать исключительно россиян, и летать только в Россию. Запуск новых перевозчиков уменьшит опасения, что перевозчик подпадет под санкции ЕС или США», — отметил Сидоренко.

Чтобы запустить этот механизм, правительство Турции снизило требования к созданию новых авиакомпаний, говорит аналитик — минимальное число самолетов в такой компании снизили с пяти до трех единиц.

«Первую «компанию для россиян» создали в середине апреля — она называется Southwind Airlines, и базируется в аэропорту Анталии. Ее флот составят пять аэробусов — два А321 и три широкофюзеляжных A330-200. Участники рынка убеждены, что она будет действовать в интересах туроператора Pegas Touristik, — сообщил он. — Еще одна новая компания, базирующаяся в Анталии, будет работать под названием MGA Aviation. Ее создают под российско-турецкого оператора ANEX Tour (ранее использовала мощности авиакомпании Azur Air). Новый перевозчик получит четыре Boeing — два 737-900 вместимостью около 200 пассажиров и два больших Boeing-777. Ожидается создание и третьей компании, под туроператора Coral Travel. В Анкаре обсуждают выдачу кредита на 300 млн долларов туроператорам Pegas Touristik, ANEX Tour и Coral Travel, для адаптации бизнеса к новым условиям. И все это — на фоне военной операции РФ!»

Формально Анкара не нарушает санкции, потому что она к ним не присоединилась. Турция стала единственным государством-членом НАТО, вообще не наложившим экономические санкции на РФ, напомнил политолог.

В Киеве ругают Турцию за стремление сохранить поток российских туристов
Depo Photos/Keystone Press Agency/Globallookpress
«Более того, Анкара помогает россиянам обходить финансовые санкции. Mastercard и Visa прекратили работу в РФ и обслуживание российских карт, но в Турции сейчас активно внедряют российскую платежную систему «Мир», — указал Сидоренко. — От турецкого бизнеса постоянно звучит вопрос: «Чем поможет Украине то, что мы не будем работать с россиянами? Пусть они приезжают, тратят здесь свои деньги, а мы все равно будем поддерживать Украину». Турция действительно пытается совместить военную поддержку Киева и business as usual с Москвой, балансируя между этими векторами. Но   проблема заключается в том, что этот баланс со временем склоняется в пользу РФ».

Это заметно на примере авиации — из-за отказа Анкары присоединиться к авиационным санкциям рейсы Turkish Airlines из России в Стамбул стали одним из главных «окон в Европу» для россиян.

«Ими все желающие граждане РФ, имея шенгенскую визу, могут улететь из Москвы в столицы ЕС, США и т. д. Да, теперь путешествия в Европу для россиян становятся сложнее и значительно дороже, но они все же возможны. До этого и Запад, и Украина тогда отнеслись с пониманием, публичного давления на Анкару не было. Но дальше турки начали создавать новые авиакомпании. И это, похоже, открыло «ящик Пандоры», — сказал Сидоренко.

«Туристические претензии», которые звучат сейчас от Украины — лишь небольшой элемент более комплексной истории, в которой Анкаре однажды придется делать выбор.

«Украине стоит уже сейчас заявить, чего мы ждем от Анкары. Нужно трезво отдавать себе отчет, что возмущения Зеленского или кабмина Украины не способны унять желание Турции привлекать российских туристов, — признал Сидоренко. — Да, у нас очень мало шансов изменить позицию Анкары. Туризм — это ключевой источник наполнения турецкого бюджета, в разные годы от 25 до 30%, а Россия — это поставщик туристов №1. В прошлом году Россия дала Турции 4,6 млн туристов, а Украина — лишь 2 млн. Учитывая, что поток туристов с Украины из-за военной операции будет потерян, Турция сделает все, чтобы заполучить российских туристов. Но даже если мы не можем это изменить, это не значит, что мы должны молчать».

Кроме того, параллельно с решением своей туристической проблемы Турция создает ряд других.

«В мае число заявок россиян на отдых в Турции пока в 4-5 раз меньше, чем за прошлый год, констатируют операторы. В случае, если вместо бешеного потока российских туристов Турция получит небольшое их количество, Эрдоган может оказаться в ситуации, когда из-за обхода санкций он испортит отношения с Западом, но так и не получит ожидаемого туристического потока из РФ, ради которого начал эту рискованную игру», — заключил аналитик Сидоренко.

Напомним, 4 мая председатель Военного комитета НАТО Роб Бауэр заявил, что Альянс отказывается от соблюдения положений Основополагающего акта Россия-НАТО от 1997 года. Бауэр отметил, что договор «не будет сдерживать» Альянс при осуществлении его планов.

«Сейчас общее мнение на политическом уровне таково, что мы не убиваем соглашение, но оно не остановит нас от необходимых действий», — заявил военачальник.

Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Западу необходимо отказаться от создания военных объектов на территории стран бывшего СССР. Важно вернуть военные потенциалы и инфраструктуру НАТО к состоянию 1997 года, когда был заключен Основополагающий акт Россия-НАТО, отметил дипломат.