ФАН подвергся DDoS-атаке. В настоящее время сайт работает в ограниченном режиме.

«Ни шагу назад!»: как очередной гроссмейстерский шаг Путина отразится на мировой экономике

Политика
«Ни шагу назад!»: как очередной гроссмейстерский шаг Путина отразится на мировой экономике

С первых строк указа президента России «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» № 252 от 13:00 3 мая 2022 года возникает ощущение, что где-то такое, очень знакомое, уже читал. Но только ближе к концу текста становится понятно, что и где.

Конечно же, это знаменитый приказ «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» №227 от 28 июля 1942 года, известный под названием «Ни шагу назад!». Приказ, без которого не могла быть выиграна ни Сталинградская битва, ни Великая Отечественная война в целом, не было бы Победы 1945 года.

Правда, сейчас у нас — совсем другого характера война, в ходе которой Россия отражает гибридную агрессию со стороны коллективного Запада, а потому речь в указе идет не о военной, а прежде всего о финансово-экономической дисциплине, но главный смысл тот же самый: теперь — «Ни шагу назад!», ни капли, ни крохи отечественных ресурсов нашим недругам.

А это, если кто еще вдруг не понял, не просто шаг в мобилизационную экономику — это еще и фактическое восстановление государственной монополии на внешнюю торговлю (с марта данные по ней уже были закрыты). Причины такого решения изложены в мотивирующей части указа: антироссийские действия США и примкнувших к ним стран, а также международных организаций.

Конечно, на это можно возразить: а какие, собственно, меры воздействия и наказания предусмотрены для тех, кто нарушит запреты, вводимые данным указом? А ведь нарушать захотят: экономическую выгоду никто не отменял. Тем более, что торговать и совершать соответствующие финансовые операции можно и через третьи страны — например, через КНР.

Где в президентском указе экономический «СМЕРШ», где экономические «штрафбаты» и прочие меры обеспечения по отношению к нарушителям вводимых ограничений? И как вообще представляется выполнение путинского «Ни шагу назад!» теми институтами власти, которые назначены ответственными за правоприменительную практику, то есть Минфин и Банк России?

«Ни шагу назад!»: как очередной гроссмейстерский шаг Путина отразится на мировой экономике

Ведь их руководители, Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов всегда считались системными либералами-западниками, всегда следовали требованиям МВФ, ВТО и других международных организаций, за это получая там максимальный «кредит доверия». И внешний госдолг России, и заморозка за рубежом почти половины отечественных ЗВР — разве они к этому не причастны?

Вопросы вполне резонные, и точный ответ на них может дать только время. Но стиль путинского «политического дзюдо» в том и состоит, чтобы никогда не уменьшать степень свободы своих действий. Поэтому почти со 100%-ной уверенностью можно предположить, что меры обеспечения указа будут формироваться постепенно, исходя из реальной практики его исполнения.

Это указ «на вырост», за которым должен последовать целый пакет нормативно-правовых актов, в том числе федеральных законов  и, возможно, международных договоров — документов более высокого уровня, но требующих более долгого «производственного цикла» для подготовки, принятия и вступления в силу. В случае президентского указа все происходит «здесь и сейчас».

Что же касается конкретно Минфина и ЦБ — они данным указом и призваны исправить допущенные ими ошибки (если это были вообще ошибки), то есть сами выступают в качестве финансово-экономического «штрафбата» и «СМЕРШа» в одном лице. Созданный ранее «запас прочности» вполне позволяет подобное совмещение. Как говорится, «злее будут».

Но, пожалуй, самый важный момент — это реакция со стороны тех стран и международных структур, против которых вводятся ограничения по торговым и финансовым операциям с Россией. Они поставлены перед выбором: или доводить конфронтацию до максимально возможного уровня, или, наконец, «притормозить».

В любом случае это будет их выбор. Однако новые пакеты «адских санкций», хоть шестые, хоть сто сорок шестые, на фоне указа №252 будут выглядеть уже откровенно жалкими. Если коллективный Запад решит поднимать ставки и дальше, то единственным невоенным ответом с его стороны может стать конфискация всех российских активов в своей юрисдикции.

Разумеется, это будет полной «потерей лица» во всем мире, про ответную конфискацию всех западных активов в России и про ситуацию на Украине можно даже не говорить — в военном отношении все там стало ясно уже с первой недели специальной операции, уничтожившей восьмилетние усилия США и их союзников по созданию украинской армии.

В дальнейшем боевые действия велись и ведутся не с целью добить «необандеровский режим» в Киеве, а с целью добиться гарантий национальной безопасности России от западных кураторов этого режима — гарантий не только военно-политических, но и финансово-экономических, по факту — отказа от однополярного мира Pax Americana, существующего с конца 1980-х годов.

«Ни шагу назад!»: как очередной гроссмейстерский шаг Путина отразится на мировой экономике

То есть — от всего, что составляет сущность коллективного Запада, от пяти с лишним веков глобального доминирования, начатого колониальными захватами XVI века, что в писаной западными учеными истории «красиво» называется эпохой Великих географических открытий, от привычной возможности пользоваться ресурсами всего мира путем насилия и лжи.

Понятно, что и в Вашингтоне, и в Лондоне, и в других «центрах принятия решений» намерены как можно дольше не признавать очевидное, стремясь всеми силами продлить агонию киевского режима и с его помощью нанести как можно больший ущерб России, что уже особо и не скрывается, — в полном соответствии с известной стратегией «не съем, так понадкусываю».

Россия в ответ демонстрирует не менее известную стратегию: «съесть-то он съест, да кто ж ему даст?». А после путинского указа даже с «понадкусываю» у коллективного Запада возникают новые, все более сложные и непрерывно растущие проблемы — достаточно посмотреть на то, что происходит сейчас вокруг мировой нефтедобычи (ОПЕК+) или поставок газа в Европу.

В этом отношении подписанный вчера указ №252 — очередной гроссмейстерский «тихий ход» президента России, некоторые причины и возможные последствия которого здесь и сделана попытка обозначить «по горячим следам».

Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.