ФАН подвергся DDoS-атаке. В настоящее время сайт работает в ограниченном режиме.

Киевский политолог Бортник: «Отношения Украины и ЕС давно зашли в тупик»

Общество

По мнению экспертов, Украина в обозримом будущем не может рассчитывать на вступление в Евросоюз и в НАТО.

Обращаем внимание, данный материал является частным мнением киевского корреспондента издания, которое может не совпадать с мнением редакции ФАН.

Украинские эксперты продолжают подводить итоги прошедшего саммита Украина — ЕС. Многие из них отметили — пока Банковая и СМИ трубят об «успехах», которых Киев якобы добился на форуме, подписанные соглашения обещают больно ударить по украинской экономике и энергетике. Да и сама тональность, в которой лидеры ЕС общались с президентом Украины Владимиром Зеленским, говорит, что его стране недвусмысленно отказано в приеме в Евросоюз в обозримой перспективе, передает корреспондент ФАН из Киева.

Саммит Украина — ЕС, прошедший в Киеве на минувшей неделе, внешне вроде бы был чисто ритуальным — с заверениями в вечной дружбе и укреплении сотрудничества. В то же время европейцы и украинцы подписали несколько важных соглашений, которые в Киеве назвали прорывными. Это действительно так, вот только позитив от реализации этих документов обещает выгоду в основном Евросоюзу.

Главной новостью саммита стало подписание соглашения об общем авиационном пространстве Украина — ЕС, названного «Договором об открытом небе». Зеленский даже поздравил с этим событием украинцев, пообещав им «новые возможности», «более широкую географию путешествий» и так далее. Этого момента давно ждали европейские авиакомпании: руководство крупнейшего лоукостера Европы Ryanair сразу заявило, что с запуском режима «открытого неба» авиакомпания расширит базирование на Украине с нынешних пяти аэропортов до 12.

Но, как указывают местные эксперты, проблема в том, что украинские авиакомпании могут не выдержать конкуренции. Это делает невозможными в будущем национальные авиапроекты — в пассажирских или грузовых перевозках они будут задушены транснациональными компаниями. А оставшись без конкурентов даже на внутренних авиалиниях, европейские перевозчики могут отказаться и от практики дешевых билетов для украинцев. Кроме того, «открытое небо», сделав полеты в Европу доступнее для рядовых украинцев, окончательно похоронит планы Зеленского создать новую украинскую авиакомпанию и развивать украинское авиастроение.

Украина на саммите взяла на себя обязательства к 2022 году подписать так называемый «промышленный безвиз» с Евросоюзом, который снимет последние серьезные барьеры для доступа в страну западной промышленной продукции. Аналитики указали — этот шаг станет «последним гвоздем в гроб промышленного потенциала Украины». У Киева есть мини-лазейка для защиты своего внутреннего рынка, позволяющая ему не нарушать правила ВТО (Всемирной торговой организации) и зоны свободной торговли с ЕС — это техническая сертификация.

Так, при закупке локомотивов для «Укрзализныци» Киев не имеет права дискриминировать производителей ЕС, но может сослаться на специфические технические требования, позволяющие выбирать своих производителей. При вступлении же в силу «промышленного безвиза» Украина эту возможность потеряет, став открытой площадкой для продажи европейских товаров.

Киев подписался на расширение торгового сотрудничества с ЕС, за которое он собирается заплатить массированным экспортом древесины (европейцы потребовали снять соответствующий мораторий). Были подписаны договоренности, посредством которых Европа толкает Украину к переходу на зеленую энергетику. И уже обозначила срок, к которому ее экономика должна стать безуглеродной, — 2050 год. Но при этом гораздо раньше Украина должна объединить свою энергосистему с европейской, разорвав все энергосвязи с Россией. На практике это означает, что и тарифы на электроэнергию в стране будут европейские — 6-10 гривен за киловатт (сейчас — 1,3-1,8 гривны за киловатт).

По итогам «успешного» саммита с ЕС Украина вновь взяла на себя кучу обязательств, которые ей придется выполнять с нанесением огромного ущерба своей экономике и интересам населения. При этом Киев не добился от Евросоюза ни малейших послаблений в части ввозных квот на ряд собственных промышленных товаров — в первую очередь на сельхозпродукцию. То есть, пользуясь некомпетентностью украинских чиновников, Евросоюз продолжил с Украиной «игру в одни ворота» под предлогом скорого рассмотрения вопроса о приеме ее в членство.

Как заявил на брифинге в Киеве политолог, директор Украинского института политики (УИП) Руслан Бортник, за обещанием «активизировать обсуждение» членства Украины в ЕС абсолютно ничего не стоит.

«Евросоюз хочет сохранить свое влияние на Украину, но не видит ее своей частью. Поэтому на призывы Киева обрисовать свои перспективы еврочиновники охотно говорят об «усилении, углублении и мобилизации», но не о принятии в ЕС, — указал глава УИП. — В целом саммит показал, что ресурс евроинтеграции [для Украины] практически исчерпан. ЕС не готов предоставить Украине не только членство, но и расширять для нее доступ на свой рынок. А Украина устала ожидать и топтаться на пороге. Да, на саммите в Киеве было подписано соглашение по «открытому небу», там же договорились о новом кредите на 600 млн евро. Но это не тот уровень вопросов, для решения которых нужно участие президента Украины и лидеров Евросоюза».

Важнейшие для Украины вопросы — перспектива членства ЕС, снятие ограничений в работе ЗСТ (зоны свободной торговли) и «промышленный безвиз» — зависли в воздухе и остаются нерешенными, указал аналитик. При этом инерция евроинтеграции вроде бы продолжается, но стороны зашли в полный тупик, и непохоже, что они скоро из него выйдут.

«Когда Киев в очередной раз упрекает европейцев в невыполнении обещаний, те указывают на некие не проведенные Украиной реформы. Но Киеву ежегодно выставляют в Брюсселе все новые требования по выполнению тех или иных реформ. А сам меморандум о взаимоотношениях между Украиной и ЕС остается виртуальным и лишенным новизны. Он просто фиксирует текущее положение вещей, когда Евросоюз выступает одним из кредиторов Украины. В этом состоянии отношения Киева и ЕС находятся с 2016-го, и в них нет особой динамики», — констатировал глава УИП.

Бортник рассказал, что именно изменится в контексте соглашения об «открытом небе», достигнутом между Украиной и ЕС.

«Это позволит европейским компаниям зайти на украинский рынок, а нашим — на европейский. Да, это может привести к серьезному снижению цен на авиаперевозки. Да, для рядовых потребителей это будет плюсом, но бюджет Украины потеряет серьезную базу для налогообложения, — подчеркнул Бортник. — При этом не стоит рассчитывать, что украинские авиакомпании вот-вот начнут летать между Барселоной и Парижем. Они не способны финансово тягаться с европейскими лоукостерами, которые могут месяцами демпинговать, снижая стоимость билетов. Это значит, что на Украине может исчезнуть часть авиакомпаний, которые не выдержат конкуренции. Скорее всего, будет перечеркнута идея Зеленского о создании единого национального авиаперевозчика. Открыв свое небо для европейцев, Украина забыла запустить механизм поддержки национальных авиакомпаний — в части кредитных линий и лизинга авиапарка. Только при такой поддержке они могли бы воспользоваться новым статусом и выйти на европейский рынок».

По результатам саммита не стоит ожидать ни прорывов, ни тем более новой ступени развития отношений между Украиной и ЕС, уверен политолог.

«Главный итог саммита — отношения Украины и ЕС двигаются по инерции и давно уже зашли в тупик. Киев раз за разом просит у Брюсселя то, что тот не может дать, а ЕС требует от Киева то, что Украина не готова сделать. При этом не удалось достичь компромисса и по другим стратегическим направлениям — ни по остановке «Северного потока — 2», ни по участию ЕС в вооружении и «защите» Украины. Евросоюз просто не готов решать эти вопросы, поскольку национальные интересы стран-членов для него выше, чем украинские», — подчеркнул Бортник.

По его словам, по перспективе вступления Украины в ЕС в ближайшие годы существенных изменений тоже ожидать не стоит.

«Именно в этом году все четче вырисовывается новая геополитическая конъюнктура. Становится окончательно ясно, что Украине неформально, но жестко отказано во вступлении в ЕС и НАТО. Возможно, это часть «большой сделки» Запада с Россией, но Украине от этого не легче. Самое печальное — все это никак повлияет на геополитический курс страны, и в этой части все останется как есть», — заключил эксперт.

Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков объяснил, почему Владимиру Путину сложно говорить с Зеленским.

«Очень сложно говорить с господином Зеленским, который упорно называет Россию участником конфликта на юго-востоке Украины. Это не так, — сказал Песков. — Путин отвечает за свои слова, он говорит то, что делает, и делает то, что говорит. И когда это не стыкуется с другими собеседниками, то это очень-очень сложно».

Песков подчеркнул, что все участники конфликта указаны в минском комплексе мер, который является официальным документом ООН.

«Если президент Украины не признает документ ООН и де-факто ставит под вопрос подпись президента Украины под ним, то как здесь можно общаться? Путину очень сложно общаться с ним», — заключил Песков.