ФАН подвергся DDoS-атаке. В настоящее время сайт работает в ограниченном режиме.

Будет ли востребован?

Общество

Новая машина «Сухого» будет востребована как в ВКС РФ, так и за рубежом.

Не исключено, что грядущая презентация перспективного российского истребителя Checkmate в ОАЭ станет тем «трамплином», который обеспечит быстрый «взлет» новой машины «Сухого», став прологом к ее долгой карьере как в отечественных ВКС, так и в иностранных ВВС.

2 ноября СМИ опубликовали сообщение главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова о том, что на проходящем с 14 по 18 ноября в ОАЭ авиасалоне Dubai Airshow Россия представит прототип новейшего российского однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate.

Давайте разберемся, насколько может быть востребована эта машина.

История отечественного истребителя, представляющего собой многофункциональную платформу нового поколения и получившего впоследствии красноречивое коммерческое название Checkmate — «Шах и мат», началась после появления программы создания в России легкого тактического самолета (ЛТС). ЛТС задумывался как дешевая и легко адаптируемая под потребности конкретного заказчика альтернатива тяжелому многофункциональному истребителю пятого поколения Су-57, созданному в рамках программы перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). При этом подразумевалось, что использование при проектировании ЛТС суперкомпьютерных технологий и высокая степень унификации новой машины с Су-57 даст возможность существенно сократить срок создания «экономверсии» ПАК ФА.

В прессу первая внятная информация о ЛТС попала в начале декабря 2020 года, когда глава ГК «Ростех» Сергей Чемезов сообщил журналистам, что возглавляемая им госкорпорация в инициативном порядке прорабатывает концепцию перспективного однодвигательного самолета в легком и среднем классах. В конце того же месяца в объектив оператора, снимавшего интервью заместителя председателя Правительства РФ по вопросам ОПК Юрия Борисова, угодила носовая часть модели неизвестного истребителя. Экспертное сообщество предположило, что это модель того самого самолета, о котором ранее упоминал Чемезов. Последующие события показали, что это предположение оказалось абсолютно верным.

26 мая 2021 года источник в авиастроительной отрасли РФ подтвердил, что в ПАО «Компания «Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию госкорпорации «Ростех») приступили к работам над новым истребителем. Ну а уже 20 июля 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 состоялась официальная презентация первого опытно-экспериментального образца российского перспективного легкого однодвигательного истребителя пятого поколения, фигурирующего под коммерческим названием Checkmate. Последнее обстоятельство являлось прямым намеком на то, что новая машина «Сухого» ориентирована, прежде всего, на экспорт. Продать за границу машину, не принятую на вооружение ВВС собственной страны, весьма проблематично. Поэтому было понятно, что какое-то количество Checkmate должно будет появиться и в ВКС России. Лишним подтверждением последнего стало появление в прессе отечественного индекса новой машины — Су-75.

Сообщалось, что первый летный образец Checkmate может быть создан уже в 2023 году, что позволит начать первые поставки заказчику полностью отработанной машины уже в 2027-м. Исходя из этой информации, можно предположить, что на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе уже идет сборка летного образца Checkmate.

На этом исторический экскурс закончим и обратимся к самой концепции ЛТС, реализованной «Сухим» в новейшем истребителе Checkmate.

Проект Checkmate демонстрирует собой новый для российского авиапрома подход к созданию боевых самолетов. На первом этапе конструируется прототип — по сути, демонстратор технологий. Далее вокруг него формируется пул инвесторов, в интересах которых создается серийная машина и ее необходимые модификации. Кстати, именно так в свое время создавался американский многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II. То, что в России решили воспользоваться проверенной американцами бизнес-моделью, следует оценивать исключительно положительно.

Показательно, что в случае с Checkmate изменения в традиционных подходах российского авиапрома коснулись не только схемы финансирования, но и методов продажи. Россия наконец-то отходит от устаревшей модели реализации исключительно конечного изделия. Презентуя Checkmate, наша страна выходит на рынок международной кооперации с предложением широкой локализации производства, дополненным трансфером технологий. Россия здесь имеет очевидные преимущества, так как совмещать кооперацию с трансфером технологий Запад в большинстве случаев отказывается.

Очевидными конкурентными преимуществами обладает конструкция и целеполагание Checkmate. Однодвигательная компоновка новейшего истребителя, высокие требования по малозаметности, габаритам и весу, а также заявленная возможность Checkmate взаимодействовать с беспилотниками делают проект легкой тактической машины от «Сухого» весьма заманчивым как для иностранных заказчиков, так и для отечественных ВКС. Почему? Потому что боевые действия в Сирии, Ливии и Карабахе наглядно показали: в современных локальных конфликтах малой и средней интенсивности тяжелым истребителям часто негде разгуляться. Там их тактико-технические характеристики (ТТХ) оказываются избыточными, а стоимость — чрезмерной.

Для таких условий оптимальной будет машина легкого класса — многофункциональная, умеющая выполнять как ударные задачи, так и обеспечивать ПВО. С этой точки зрения перспективный сверхзвуковой однодвигательный многофункциональный всепогодный легкий истребитель пятого поколения от «Сухого», способный использовать слабо оборудованные ВПП, а также приспособленный для оперативной переброски средствами военно-транспортной авиации, — это «выстрел в яблочко».

Большим плюсом для Checkmate являются еще два фактора: Наличие хорошо отработанного турбореактивного двигателя семейства АЛ и выход на стадию финальной готовности так называемого «изделия 30» — двигателя второго этапа для Су-57, способного также устанавливаться на Checkmate. Наличие у ПАО «Компания «Сухой» столь мощной производственной площадки, как Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, в перспективе способной реализовать крупносерийное производство Checkmate.

Добавлю, что на иностранном рынке Checkmate преимущественно станет конкурировать с такими американскими машинами, как General Dynamics F-16 Fighting Falcon и уже упоминавшимся Lockheed Martin F-35 Lightning II. При этом «шестнадцатый» будет заведомо уступать разработке «Сухого» по ТТХ и общей новизне конструкции, а у «тридцать пятого» Checkmate выиграет по цене. Доля семейства одномоторных истребителей на западном рынке упала до 57% в 2021 году с 65% в 2020 году — самое время явить миру российский «Шах и мат» и заработать на его поставках миллиарды.

Выбор места для первой заграничной презентации Checkmate — ОАЭ — представляется далеко не случайным. Аналитики не раз отмечали, что Объединенные Арабские Эмираты и их соседка Саудовская Аравия изначально рассматривались как наиболее вероятные партнеры проекта Checkmate. Арабские монархии имеют значительные финансовые возможности для инвестиций и могут эффективно способствовать продвижению новой машины «Сухого» на перспективные внешние рынки. Для России такое сотрудничество не несет геополитических рисков.

Вообще же география возможных экспортных поставок Checkmate очень велика. Это страны Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Есть информация, что уже сейчас потенциальный интерес к новейшему российскому истребителю демонстрируют Алжир, Египет, Индия, Венесуэла и Иран. Таким образом, на вопрос «Будет ли востребован Checkmate за рубежом?», можно однозначно ответить — будет.

Перспективный сверхзвуковой однодвигательный сверхманевренный многофункциональный легкий истребитель пятого поколения вполне способен найти себе нишу и в отечественных ВКС. Дело в том, что модернизационные возможности таких наших «старичков», как фронтовой бомбардировщик Су-24 и штурмовик Су-25, близки к исчерпанию. Плюс к этому ни «двадцать четвертый», ни «двадцать пятый» не «тянут» многофункциональность. Если Су-24 в ВКС РФ постепенно заменяется многофункциональным сверхзвуковым истребителем-бомбардировщиком Су-34, то для «двадцать пятого» замены пока никакой не предвидится. С оглядкой на это логично будет предположить, что появление в ВКС Checkmate, он же Су-75, окажется очень к месту.

Резюмирую. Не исключено, что грядущая презентация Checkmate в ОАЭ станет тем «трамплином», который обеспечит быстрый «взлет» новой машины «Сухого», став прологом к ее удачной карьере как в отечественных ВКС, так и в иностранных ВВС. Основания для такого предположения вполне имеются.