Самоубийцы за штурвалом: психопаты, негодяи, дураки и должники

Самоубийцы за штурвалом: психопаты, негодяи, дураки и должники

27.03.2015 14:05
886

Самолет FedEX

Расшифровка черных ящиков самолета Airbus A320, разбившегося 24 марта в Альпах, показала, что ее виновником является второй пилот Андреас Лубитц. Причиной его намеренных действий, приведших к катастрофе и гибели еще 149 человек, могло стать желание покончить с собой. Это не первый случай, когда ни в чем не повинные пассажиры становятся заложниками (и зачастую, увы, жертвами) странных прихотей пилотов, как имеющих суицидальную подоплеку, так и без таковой. Основная причина большинства авиакатастроф – пресловутый человеческий фактор. Исследования компании «Боинг» показывают, что 65% всех летных происшествий вызваны ошибками, совершенными экипажем. Не всегда эти ошибки приводят к трагедиям, как в случае с крушением аэробуса A320 авиакомпании Germanwings, поэтому о большинстве подобных ЧП мало что известно. Согласно полученной в ходе расследования информации, Андреас Лубитц воспользовался временным отсутствием командира экипажа, чтобы забаррикадироваться в кабине. Затем он настроил автопилот на быстрое снижение. Попытки первого пилота убедить коллегу впустить его в кабину или выломать дверь успехом не увенчались. Германские СМИ сообщают, что Лубитц мог страдать затяжной депрессией. Обыск в его доме, возможно, подтвердит эту версию. Пока же полиция воздерживается от детальных комментариев. Напомним о других авиакатастрофах, в которых роковую роль сыграл «необычный» человеческий фактор. Лётная династия Этот случай известен многим в нашей стране. Он стал одной из первых катастроф с лайнерами иностранного производства у российских авиаперевозчиков. В ночь с 22 на 23 марта 1994 года Airbus A310-308 авиакомпании «Аэрофлот», летевший из Москвы в Гонконг, рухнул в Кемеровской области. Во время полета капитан позвал в кабину из пассажирского салона своих 15-летнего сына и 13-летнюю дочь. Мальчику он доверил «порулить» аэробусом во время работы автопилота, но из-за ряда ошибок и несогласованных действий экипажа самолет начал крениться и падать. В конце концов летчикам удалось выровнять положение машины, однако потеря ориентации в пространстве привела к столкновению с сопкой. Все 75 человек на борту погибли. На Бога надейся, а сам не плошай Официальной причиной катастрофы Boeing 767 авиакомпании EgyptAir в Атлантическом океане 31 октября 1999 года называются сбои в системе управления самолетом. Однако такой версии придерживается только египетская сторона. Проводившие свое расследование американские власти (самолет летел из Лос-Анджелеса в Каир с промежуточной посадкой в Нью-Йорке) считают, что крушение было преднамеренным. По данным Национального управления безопасности транспорта США, командир настойчиво спрашивал второго пилота: «Что происходит?» и «Ты что, отключил двигатели?», а тот отвечал, что, мол, уповает на волю Аллаха и тянул штурвал вниз. В тот день в Атлантике в 97 км от американского острова Нантакет погибли 217 пассажиров и членов экипажа. Страховой случай Личные мотивы разбить самолет имелись и у пилота сингапурской SilkAir Цу Вай Минга. К моменту вылета рейсом MI185 из Индонезии в Сингапур 19 декабря 1997 года его личные долги достигли астрономической цифры $1,2 млн. На половину этой суммы он застраховал свою жизнь. Как показало тщательное расследование, других причин переворачивания Boeing 737-36N и его ухода в почти вертикальное пике, кроме намеренных действий члена экипажа, не было. Также необъяснимым, если брать в расчет естественные причины, стало прекращение работы бортовых самописцев. Число погибших составило 104 человека. Миссия невыполнима Еще одно связанное со страховкой авиапроисшествие – прямо-таки готовый сюжет для боевика – случилось 7 апреля 1994 года. В этот раз главным действующим лицом стал пассажир Оборн Кэллоуэй, который намеревался захватить самолёт McDonnell Douglas DC-10-30F компании FedEx, летевший из Мемфиса в Сан-Хосе, убить всех членов экипажа и сымитировать авиакатастрофу. Кэллоуэй хотел одним махом отомстить компании за свое увольнение и получить страховую выплату в размере $2,5 млн. В ходе полета Кэллоуэю, который ранее служил в ВВС США, владел боевыми искусствами и прихватил с собой арбалет в футляре от гитары, удалось ранить членов экипажа. Однако пилотам путем экстремальных маневров и личного мужества удалось одолеть преступника, которого приговорили к пожизненному заключению. Попытка Кэллоуэя объяснить свое поведение временным помешательством также провалилась. Мой напарник – псих А вот кто действительно сошел с ума, так это командир самолета JetBlue Airways. В ходе рейса 191 из Нью-Йорка в Лас-Вегас, совершавшегося 27 марта 2012 года, он внезапно понес околесицу про Иисуса и бомбу, заложенную "Аль-Каидой". К счастью, буйного капитана с помощью пассажиров удалось утихомирить. Впоследствии его признали невменяемым и направили на лечение в психиатрическую клинику. Африканский камикадзе И, пожалуй, единственным случаем, в «большой» авиации, когда пилоту-самоубийце удалось достичь желаемого и при этом не прихватить никого с собой на тот свет, произошел в 1999 году в Ботсване. Работник Air Botswana Крис Фатсве, отстраненный от полетов по состоянию здоровья, угнал один из лайнеров и два часа кружил над аэропортом, угрожая покончить с собой таким нетривиальным способом. Иных требований, кроме желания пообщаться с руководством компании, он не выдвигал. Когда у самолета ATR-42 закончилось топливо, Фатсве направил его летное поле, где находились еще две машины. Жертвами этой катастрофы стал сам камикадзе и 3/4 всего воздушного флота Air Botswana.  

Андрей Величко
Меркель считает, что мир вступает в новую историческую эру
Закрыть