Facebook пояснил разницу между шпионажем и маркетинговым исследованием

Facebook пояснил разницу между шпионажем и маркетинговым исследованием

07.07.2014 17:04
64

Довольно ординарное исследование, предпринятое в 2012 году одной из крупнейших социальных сетей в мире, внезапно вызвало обострённую реакцию Управления комиссара по информации Великобритании (ICO). Расследование инцидента, предпринятое государственным органом контроля и надзора, сопровождалось столь истерической кампанией в прессе против «тайного эксперимента», что представители Facebook даже вынуждены были публично извиняться перед «сотнями тысяч пользователей». В случае, если государственные органы всё-таки докажут нарушения законодательства, защищающего персональные данные англичан, на Facebook может быть наложен штраф до 0,5 млн фунтов стерлингов. Но это вряд ли: исследования вполне соответствуют букве соглашения о предоставляемых услугах, там прописано согласие на «анализ данных, испытания и работы по улучшению сервиса». Начиналось всё невинно: пару лет назад Facebook проводил очередное из десятков исследований своей аудитории, направленное на развитие сервисов. Оно должно было установить, насколько на настроение индивида в социальной сети влияет «стадный инстинкт». То есть, в какой степени пользователь способен «заражаться» позитивом или негативом, знакомясь с сообщениями своих друзей по сети. Исследование было проведено с участием 689 000 пользователей – граждан Великобритании. Почти у половины, участвовавших пассивно, немного «подкручивали» ленту эмоционально окрашенных сообщений «друзей»: у 155 000 человек в пользу позитива, и ещё у стольких же – повышая концентрацию негатива. Все остальные участники добровольно выступали «контрольной» аудиторией. Эксперты подсчитывали, как менялся эмоциональный «градус» их собственных сообщений в зависимости от окраски информации, поступающей от «друзей». Результаты исследования подтвердили то, что и так было ясно: пользователи социальных сетей так же легко «заражаются» настроениями своих «друзей», как и подавляющее большинство людей в обычной жизни, находясь в толпе, читая газеты или смотря телевизор. Но в какой именно степени? Научный интерес могли предоставлять разве что количественные данные: те участники исследования Facebook, кто получал больше положительных сообщений, увеличивали позитив собственных высказываний в соцсети на 0,06%, или же уменьшали на 0,07% свой негатив. Зато пользователи, которых превращали в мишени негатива, снижали оптимизм своих сообщений на 0,01%, а пессимизм усиливали на 0,04%. Впрочем, учитывая, что число пользователей Facebook достигло уже 1,3 млрд, даже такие малые доли процента, на которые возрастал позитив, представляют большой интерес для коммерческого маркетинга и политического манипулирования. Однако, если бы результаты исследований Facebook были интересны только конкурирующим социальным сетям, вряд ли бы сообщения об эксперименте с «психологией эмоционального заражения» вызвали столь шумный резонанс. Оказалось, что подразделение Data Science социальной сети Facebook уже с 2007 года работало над поиском путей улучшения механизмов манипулирования общественным сознанием в интернете. Среди сотен тем исследований выделяются узкоспециализированные – причины морального одиночества, особенности доверительного общения родственников, распространение моделей общественного поведения через социальные сети. Показательно, что в 2010 году были проведены замеры результатов рассылки 61 млн адресатам «политических мобилизационных сообщений», побуждавших голосовать на выборах в Конгресс США. О многом говорит присутствие среди сотрудников Facebook участников проекта Minerva Initiative глобального изучения Пентагоном общественного мнения, установок и социальных опасений. Речь идёт о Джеффри Хэнкоке, который проводил исследования изменения социальной тематики и динамики в авторитарных режимах, финансировавшиеся Министерством обороны США. Упомянутый проект сотрудничает с командами исследователей в 32 университетах, 4 из которых – за пределами США, а финансирование на текущий 2014 год составляет $ 6 млн и ещё $ 17 млн на ближайшие 3 года. Цифры не очень значительные в сравнении с быстрым ростом чистой прибыли Facebook, которая за первый квартал 2014 года увеличилась до $642 млн. Так что исследования перспектив повышения эффекта от манипуляций сознанием пользователей Facebook в любом случае обладают коммерческим эффектом. Эти прекрасные коммерческие перспективы, явные и позитивные, более чем уравновешивают для Facebook маловероятные возможности штрафа Управления комиссара по информации Великобритании. А публичное извинение перед пользователями – то ли форма вежливости, то ли дружелюбный жест в сторону спецслужб США, поставленных в неудобное положение разоблачениями Эдварда Сноудена. Павел Былевский

Алексей Громов
На троих: подготовку дорожной карты по Донбассу обсудили Олланд, Порошенко и Меркель
Закрыть