Лента новостей
Поиск
loop
Политика
Затулин: Крыму нужен еще один щит, помимо ядерного

Затулин: Крыму нужен еще один щит, помимо ядерного

20:53  17 Марта 2015
1340

Константин Затулин

Константин Затулин Пока жители Крыма и все россияне отмечают годовщину возвращения полуострова в Россию, федеральные власти продолжают интенсивную работу по адаптации Республики Крым к российской правовой и политической системе. В этой работе есть одна составляющая, о которой эксперты и политики заговорили лишь в начале 2015 года. Речь идет о законодательном решении, которое должно восстановить статус-кво полуострова, утраченный им в 1954 году. Это станет своего рода правовым заслоном на пути любых попыток оспорить российскую принадлежность Крыма. Директор Института стран СНГ Константин Затулин в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей объяснил, для чего нужен еще один федеральный документ по Крыму. – В начале 2015 года в российском парламенте появилась идея разработать законопроект о незаконности передачи Крыма Украине в 1954 году, что поможет навсегда исправить историческую несправедливость и закрепить право нахождения полуострова в составе Российской Федерации. Однако развития событий не последовало. Константин Федорович, поясните, в чем же дело? – Вокруг этого вопроса развернулась некая дискуссия. В числе тех, кто выступал тогда, были и представители либеральной оппозиции, которые много кричали по поводу идиотизма, как они выразились, законодателей, решивших задним числом исправлять историю. Мне это не кажется идиотизмом. Мне это кажется вполне мотивированным шагом, и вот почему. У нас в обществе существуют те самые либералы, которые, зарыв голову в песок, в течение 90-х годов не слышали и не видели протеста русских и русскоязычных граждан Украины, в особенности, из Севастополя и Крыма. А эти люди буквально кричали о несправедливости, допущенной по отношению к ним в 1954 году, которую повторили и в 1991-м. Именно поэтому я поддержал инициативу законодателей, которая, безусловно, не может отменить уже произошедшего в пятидесятых, когда Крым был передан в состав Украины. Сегодня мы можем только продемонстрировать свое отношение к событиям тех дней, сделав задел на будущее. Мне известно, что в данный момент в Совете Федерации, как говорится, «заколебались», находясь в поиске варианта реализации данного законопроекта. Пошли рассуждения, что на закон это всё-таки не тянет, разве что на декларацию... Все это является досадным отступлением от принятых прежде намерений. Я предложил Общественной палате провести слушания на тему: «Нужна ли нам правовая оценка событий 1954 года?». Тем более, что годовщина вхождения Крыма в Россию стала хорошим поводом к возвращению к этим вопросам. Я предложил провести обсуждение 20 марта, но, боюсь, что мы уже не успеем к годовщине. Тем более, что не знаю, согласится ли на мое предложение Общественная палата. Но я в любом случае буду продолжать предлагать, ну, а если не получится, проведем аналогичные слушания в Институте стран СНГ. Но все-таки я надеюсь, что ОП РФ не будет возражать против проведения такого мероприятия в своих стенах. – Думаете, данный документ сможет стать некоей страховкой для жителей Крыма и властей России? – В мире действуют акты о признании геноцида еврейского народа и даже есть уголовная ответственность за непризнание геноцида; на Украине пытались распространить подобную норму, переложив ее на фальшивый Голодомор. Также была попытка приравнять отрицание Голодомора к уголовному преступлению. И, думаю, эта попытка будет в ближайшее время осуществлена. Мы видим, что другие государства не стесняются выставлять положительные или отрицательные оценки событиям прошлого. Мне кажется, мы должны сделать то же самое, чтобы ни у кого, в том числе у либералов, не было повода в дальнейшем интриговать против возвращения Крыма и Севастополя в Россию. А то довольно свободно разглагольствуют – и отдельные граждане, и даже целые политические общественные движения — о том, как бы им с себя сбросить непосильную ношу под названием «Севастополь и Крым» и зажить такой замечательной жизнью, какой прежде мы не жили. Я считаю, что подобные рассуждения - намеренные. Да, они могут присутствовать, как и многие другие. Но на пути к реальной попытке ревизии факта вхождения Крыма и Севастополя в Россию нужно поставить законодательный заслон. В том числе и путем зафиксированного в законе отношения к незаконным решениям 1954 года. Ведь если мы принимали решения о незаконности репрессий и депортаций в сталинские времена, спустя несколько десятков лет после самих фактов, не очень понятно, почему мы не имеем права даже подумать на законодательном уровне о такой возможности по отношению к решению 1954 года. Ведь то решение было законодательным, а потому законодатель вправе судить в дальнейшем – следует ли нам считать то решение плохим, но законным, или же стоит изменить позицию. На самом деле, как я считаю, само решение было незаконным даже по советским законам того времени! – Да, идея, достойная реализации, в нынешних реалиях – особенно. Но только помимо того, что делается в Москве для Крыма и его жителей, нужно и местным властям работать. Константин Федорович, как вы оцениваете деятельность крымских властей на протяжении последних 12 месяцев? – Я не слышал, чтобы кто-либо сомневался в правильности принятого год назад решения. Люди находятся под впечатлением от того, что происходит на юго-востоке Украины. Они прекрасно понимают, что решение ими было принято верное, а быстрая реакция России на это решение позволила избежать катастрофического сценария, который сегодня мы наблюдаем на Украине. – Хорошо, зайдем с другой стороны: население полуострова уже не один месяц критикует, пусть и не в массовом порядке, работу местной власти. Люди недовольны сложившимся положением дел. Может ли это привести к негативному сценарию? – Совершенно нормально, когда население критикует действующую власть – за то, что она чего-то не делает или что-то делает неправильно. А в Севастополе и в Крыму люди вообще очень придирчиво относятся к власти, и даже немного ревнуют друг к другу. Севастопольцы считают, что крымские власти работают гораздо лучше, чем их городские власти, на полуострове же есть свои претензии к местным политикам, и тут никакой оглядки на Севастополь нет. Если же сравнивать работу властей Крыма и Севастополя, могу сказать, что по факту власти Республики Крым работают лучше и быстрее. Они не ссорятся между собой и не спорят, в отличие от Севастополя. В этом городе конфликты подобного рода носят исторический характер, это связано с разного рода движениями и амбициями некоторых людей, принимавших участие в Крымской весне. Тем не менее, ничего фатального тут нет. Надеюсь, у действующей власти есть все возможности достичь результатов лучших, чем были до сих пор. Объективно, у них была очень сложная работа, потому что козни против Крыма и Севастополя строились постоянно и особо тщательно: Украина прекратила все возможные виды сообщения с Крымом, объявив ему энергетическую блокаду, транспортную блокаду и много всяких иных. Это прямым образом ударило по населению Крыма и Севастополя. Радоваться тут особенно не приходится, но с другой стороны, есть понимание, что потенциалы России и Украины не сопоставимы. И в том случае, если наш потенциал удастся задействовать, ситуация, очевидно, будет исправлена. – Как думаете, есть ли сегодня вероятность возвращения Крыма в состав Украины военным путем? – Мы сейчас говорили о реальных и серьезных вещах, зачем вы перешли на уровень научной фантастики?! Хорошо, отвечу. Украина не может вернуть территории Донецка и Луганска, которые находятся у нее под боком, где не нужно переплывать через Черное море, преодолевать Сиваш! А вы хотите, чтобы она вернула себе сегодня Крым, который находится под защитой всех вооруженных сил Российской Федерации, начиная с Черноморского Флота, который всегда там стоял, качая ядерным щитом, и который в России никто не отменял и не демонтировал? - Нет, ни в коем случае я этого не хочу! - Вот-вот… Беседовала Лада Михайлюк

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics