От "Детей Розенталя" до "Тангейзера": провокация или норма

От "Детей Розенталя" до "Тангейзера": провокация или норма

10.03.2015 15:42
644

От "Детей Розенталя" до "Тангейзера": провокация или норма

Общественный резонанс, вызванный оперой "Тангейзер", поставленной в Новосибирске, вновь подтвердил, что реакция на искусство - показатель терпимости в обществе. Федеральное агентство новостей выбрало несколько произведений, вокруг которых в последние годы кипели нешуточные страсти.

"Дети Розенталя" 2005

"Дети Розенталя" стали большим хитом не только для создателей оперы, но и для хулителей - организации "Идущие вместе", раскрутившей эту историю (и себя за компанию) по максимуму. Старт был дан старшими товарищами молодежных активистов, единороссами, еще до премьеры "Детей Розенталя". Депутат от "Единой России" Сергей Неверов предложил проверить либретто оперы, написанное Владимиром Сорокиным: насколько оно, либретто, соответствует законодательству. Большой театр постановку, разумеется, поддержал и защитил, а в самой Думе заниматься "Детьми" отказались, решив не тратить время на изучение проблемы. На излете в дело вступили "Идущие вместе", устроившие громкие пикеты, больше похожие на перфомансы в духе "чуждого современного искусства".

"Сон в летнюю ночь" 2012

История началась в мае 2012 года с письма, полученного омбудсменом Павлом Астаховым от родителей детей-участников детского хора театра. Возмущенные родители утверждали, что в постановке имеются развратные аморальные сцены, а также пропаганда секса, употребления алкоголя и наркотиков. Астахов, в свою очередь, переадресовал вопрос недавно назначенному министру культуры Владимиру Мединскому. Созданная ведомством комиссия ничего ужасного, аморального и преступного в спектакле не обнаружила. Возрастной ценз для постановки был оставлен прежним - 14 лет.

"Лолита" 2012

Локальная петербургская история, выросшая до федерального уровня: актер Леонид Мозговой, известный по сотрудничеству с Александром Сокуровым, готовился представить моноспектакль "Лолита". За пару дней до премьеры в публичном пространстве возникло некое коллективное письмо протеста. Авторы письма выражали уверенность, что текст Набокова нарушает закон о о пропаганде педофилии среди несовершеннолетних, и угрожали помешать выступлению Мозгового. В итоге артист (которого протестующие за компанию упрекнули в создании образа Гитлера в фильме Сокурова "Молох") решил премьеру "Лолиты" отменить.

"Золотой петушок" 2012, "Отморозки" и "Человек-подушка" 2013

Творчество режиссера Кирилла Серебренникова традиционно пользуется спросом среди моралистов-общественников. Классическая опера Римского-Корсакова в прочтении Серебренникова, поставленная в Большом театре, вызвала протест православных активистов. В постановке протестующие увидели "глумление над святынями, священством и Русской православной церковью". Спектакль "Отморозки", основанный на повести Захара Прилепина, стал причиной для обращения в полицию одной из актрис театра имени Гоголя: женщина посчитала "Отморозков" экстремизмом. Что до "Человека-подушки" по одноименной пьесе Мартина МакДонаха, к ней вопросы возникли у движения "За нравственность". Последних возмутили брань, насилие и участие детей в постановке. Серебренников дал письменные объяснения, чем дело кончилось, неизвестно.

"Идеальный муж" 2013

Ноябрь 2013 года выдался для режиссера Константина Богомолова и всего МХТ имени Чехова утомительным. Сначала органы получили ряд заявлений с жалобами на гей-пропаганду и оскорбление чувств верующих (все это было обнаружено авторами писем в "Идеальном муже"). Протоирей РПЦ Всеволод Чаплин высказался в том духе, что постановка - "кощунство", а сам режиссер заявил, что реагировать на жалобы "больных" людей не намерен. Удачным в смысле драматургии финалом всей истории стал протестный перфоманс, неожиданно устроенный на спектакле 28 ноября парой православных активистов.

Выставка Icons 2013

Выставка Марата Гельмана, включавшая 25 полотен отечественных художников, столкнулась с проблемами в Петербурге. Из-за протестов открытие было перенесено на полгода - с осени 2012 на весну 2013-го. С третьей попытки Icons стали доступны петербуржцам в конце марта. Несмотря (а, возможно, и благодаря) на громкие заявления активистов и депутатов, напряженная атмосфера не помешала желающим спокойно посетить экспозицию, ставшую большим информационным хитом.

"Лефиафан" 2014

"Левиафан" Андрея Звягинцева - большая удача для российского кино, и не столько в смысле художественных достоинств (хотя к ним нет вопросов), сколько в степени резонанса, им вызванного. Первая за многие годы картина, которую обсуждали все, включая (их было, похоже, большинство) тех, кто "Левиафан" не видел. Из относительно камерного артхаусного хита фильм быстро превратился в блокбастер, разделивший общество на два лагеря. Нюанс был в том, что страсти кипели еще до выхода ленты в прокат. В какой-то момент возникло ощущение, что "Левиафан" идет ко дну - риторика в духе "порочит и мажет грязью" стала преобладать. Но затем что-то произошло, тренд изменился, фильм стали похваливать и даже рекомендовать к просмотру подчиненным региональные начальники, а неполучение "Оскара" закрыло тему.

Игорь Кузьмичев
2016 год стал самым жарким в истории метеорологии
Закрыть