Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Политика
Кремль: Топтание на месте в отношениях России и США непозволительно
Общество
«Тангейзер» в суде: аплодисменты и крики «Браво!»
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    «Тангейзер» в суде: аплодисменты и крики «Браво!»

    16:35  10 Марта 2015  /обновлено: 13:18  27 Октября 2015
    1172

    О новосибирском

    О новосибирском "Тангейзере" теперь рассуждают и те, кто прежде не подозревал о существовании этой оперы. Полным триумфом Новосибирского театра закончился судебный процесс по поводу «Тангейзера». Мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил административные дела в отношении директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина, возбужденные прокуратурой в конце февраля после проверки заявления об оскорблении религиозных символов. Дела прекращены  «в связи с отсутствием состава правонарушения». Поводом для начала производства стала проверка, проведенная по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Он усмотрел в постановке использование церковной символики не по назначению. В частности, его возмутило то, что Иисус Христос был представлен в спектакле в качестве героя эротического фильма «Грот Венеры», который по ходу действия снимает Тангейзер. Ситуация вокруг новосибирской постановки вызвала настолько широкий общественный резонанс, что театр вел прямую трансляцию с заседания в соцсетях. Публика реагировала на каждый твит, а после оглашения решения суда в зале раздались аплодисменты. Где тут театр, где суд, а где драма с оскорблением чувств верующих, пусть читатель решает сам. Одно непреложно: всю эту огромную рекламу театру и его постановке вольно-невольно организовал новосибирский митрополит, своей малоубедительной позицией он сплотил почти 50 тысяч человек, которые подписались под петицией в защиту спектакля. Не надо быть религиоведом, чтобы понять, что эротические фантазии режиссера, связанные с жизнью Иисуса Христа, могут вызвать у верующих если не протест, то, как минимум, дискомфорт. Но при чем тут прокуратура? «Бог поругаем не бывает». Не говоря уже о том, что сам Христос многократно призывает верующих в Него мириться, молиться за обидчиков, прощать, не давать вовлекать себя в судебные процессы. Чувства неуравновешенных людей, которые они выдают за религиозные переживания, не могут быть основой для судебных процессов. Если же архиерей обращается не к Богу, а в прокуратуру, то, похоже, он больше верит именно в силовиков, тем самым ставит под удар себя, вызывает насмешки в обществе. В случае с «Тангейзером» не только многие артисты, но и ведущие российские религиоведы выступили в защиту оперы. Убедительный развернутый комментарий по этому поводу дал художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман: «Я, к сожалению, не видел постановку новосибирского «Тангейзера», поэтому не могу досконально оценить художественную логику продуманной авторами спектакля концепции. Но могу сказать одно: у режиссера есть право на свое прочтение художественного произведения. Тем более, если речь идет не о новичке, а о признанном режиссере нового поколения Тимофее Кулябине, на счету которого работы в Риге, Ярославле, Санкт-Петербурге, «Электра» в «Театре наций», заслуженный им спецприз «Золотой маски». Да и директор Новосибирской оперы Борис Мездрич – опытнейший администратор, который в самые сложные времена сделал Новосибирскую оперу знаковым театром России. Мне, например, не приходилось работать в условиях, когда мои спектакли утверждались Минкультом или соответствующим отделом ЦК КПСС. И я надеялся, что такие времена в моей стране не вернутся никогда. Ситуация, когда церковный владыка, не видевший спектакля, может подать на его создателей в суд, потому что ему не понравилась концепция режиссера, или не понравилась какая-то одна сцена или элемент сценографического решения, кажется мне абсурдной». «Это похоже на возвращение цензуры, причем, что называется, оттуда, откуда не ждали. Модеста Мусоргского можно запросто привлечь за оскорбление религиозных чувств верующих: в «Борисе Годунове» монахи Варлаам и Мисаил пьяны, думный дьяк Щелканов изображен тщеславным и надменным манипулятором толпы, а в «Хованщине» Досифей вообще является предводителем старообрядцев, которые до 1905 года приравнивались к еретикам и находились под строжайшим запретом со стороны государства. Если мы отнесемся к искусству со строго религиозными критериями, то мы должны будем снять с репертуара «Фауста» Гуно, да мало ли еще опер, где присутствует и религиозная символика, и священники, и даже их антагонисты», - считает Дмитрий Бертман. В поддержку новосибирского театра высказались режиссеры и руководители театров Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Олег Табаков, Алексей Бородин, дирижер Владимир Юровский, Марк Захаров, Галина Волчек, Андрей Могучий, Александр Сокуров, Чулпан Хаматова, Борис Гребенщиков. Среди них, кстати, есть и верующие люди. Все они называют процесс над театром абсурдным, опасным прецедентом, проявлением цензуры и мракобесия. В то же время позиция свидетелей обвинения, в частности, священника Бориса Пивоварова выглядела на процессе неубедительно:«Когда оскорбляются не только религиозные чувства, но и чувство достоинства, я обязан как священнослужитель реагировать», - сказал он участникам процесса. Стоило ли идти в суд, чтобы заявлять о таких химерах, как «религиозное достоинство»? Если священник «реагирует» на действительность требованиями суда земного, значит, Высший суд для него не является важной инстанцией? Эксперты-религиоведы, которых суд привлек к процессу над постановщиками оперы Вагнера, не нашли в спектакле оскорбления христианских символов. «Постановка не содержит евангельского образа Христа, потому что евангельский образ Христа - истинный, а образ Христа в постановке – выдумка», - сказано в заключении религиоведа Владимира Винокурова (МГУ). Другой эксперт, Борис Фаликов (Центр изучения религий РГГУ) заявил, что автора нельзя отождествлять с персонажем, в постановке религиозные символы и атрибуты представлены в художественном контексте и поэтому не являются сакральными. «Тем более, что речь идет о вымысле внутри вымысла», - отметил Фаликов. Он, как и другие участники процесса, отметил, что режиссер выступает за диалог с церковью:«Кулябин не хочет никого обидеть, он протягивает руку для диалога православной церкви». Для справки Религия официально закреплена в 75 странах. Среди них католические Лихтенштейн, Мальта, Монако, часть кантонов Швейцарии, лютеранские Дания, Исландии. В Норвегии церковь была отчасти отделена от государства в 2012 году, но священники являются госслужащими, а король — главой церкви. В Швеции – аналогичная ситуация. В Греции Православие является официальной и господствующей религией, ее конституция начинается со слов: «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы». В конституции Грузии закреплена «исключительная» роль Грузинской православной церкви, как и в Болгарии, где православие является официальной религией страны. Ислам является государственной религией 23 стран, буддизм – четырех, некоторые страны, такие, как Канада,являются мультирелигиозными, там гарантируется особый статус нескольким религиям, при этом в Канаде не зафиксировано религиозных конфликтов. Во многих странах святотатство и кощунство является правонарушением. Уголовный кодекс Австрии запрещает оскорбление священных лиц или предметов, а также другие действия, которые могут быть признаны оскорблениями. Святотатство запрещено в Австралии. В Бразилии за оскорбление богослужения можно получить год тюрьмы. В Канаде предусмотрена уголовная ответственность за «кощунственный пасквиль», кощунство запрещено в Дании, Германии. В Финляндии последние приговоры по аналогичной статье были вынесены в 2008 году. В Греции православная вера защищена от кощунства тремя статьями уголовного кодекса, за святотатство предусмотрена ответственность до двух лет лишения свободы. В Ирландии кощунство наказывается штрафом в 25 тысяч евро, как и в Италии – там это административное правонарушение, а на Мальте - уголовное. В Норвегии кощунство запрещено законом. В уголовном праве Польши существует запрет на оскорбление религиозных святынь. В Испании громкое уголовное дело по статье «кощунство» возбуждалось в 2012 году.  

    Автор: Ирина Смирнова
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях