Аналитик Союстов: «Польша готова передать самолеты Украине, но не сама»

Политика
Аналитик Союстов: «Польша готова передать самолеты Украине, но не сама»

Активное муссирование Западом темы о возможной передаче польских МиГ-29 Киеву следует расценивать скорее как элемент информационного давления на Москву, нежели как реальную готовность предоставить Украине авиатехнику.

Проблемы украинских ВВС

Вечером 8 марта украинские паблики и Telegram-каналы взорвала новость следующего содержания: «Вопрос с поставкой для Украины самолетов советского производства из арсеналов стран НАТО получил существенное продвижение!»

Украинский сегмент Интернета ликовал и виртуально обнимался. Но имеется ли на самом деле у Киева повод для радости в вопросе получения военных самолетов советского производства из-за рубежа?

Давайте разберемся.

В наследство от развалившегося Советского Союза ВВС Украины досталась колоссальная группировка военной авиации, насчитывавшая порядка 1100 самолетов. Помимо прочего, в число этих бортов входили три сотни истребителей МиГ-29 и Су-27, две сотни фронтовых бомбардировщиков Су-24, около полусотни штурмовиков Су-25 и даже 19 сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев с крылом изменяемой стреловидности Ту-160. Еще к этой армаде прилагались почти девять сотен вертолетов.

Сейчас это может показаться невероятным, но в 1992 году по количественному показателю военная авиация Украины уступала лишь ВВС США, России и Китая. Причем украинский авиапарк начала 1990-х был весьма современным и вполне соответствовал уровню страны, претендующей на статус региональной державы.

Однако очень быстро выяснилось, что сохранить в строю все числящиеся на балансе ВСУ 2800 летательных аппаратов Киев не способен ни технически, ни финансово. Авиапарк ВВС Украины стал стремительно сокращаться. Кроме того, часть украинских самолетов оказалась потеряна в ходе гражданской войны в Донбассе. Итог всех этих негативных факторов для ВВС Украины оказался печален. Согласно данным британского аналитического издания The Military Balance, на начало 2018 года Воздушные Силы Вооруженных Сил Украины имели в своем составе всего около 80 истребителей МиГ-29 и Су-27, 14 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 31 штурмовик Су-25, а также около 47 вертолетов.

При этом реально в воздух из-за неудовлетворительного состояния техники и нехватки обученного личного состава могло подняться в лучшем случае не более двух третей машин.

К началу Россией 24 февраля 2022 года спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины положение дел в ВВС Украины мало изменилось. На равных противостоять российским ВКС украинская военная авиация не могла. Тем не менее она была способна доставить немало хлопот продвигающимся по украинской территории российским батальонно-тактическим группам. Посему с первого же дня спецоперации российская армия принялась методично уничтожать самолеты и вертолеты ВВС Украины как на земле, так и в воздухе.

Тяжелые потери (например, 5 марта Минобороны РФ отчиталось об уничтожении с начала спецоперации уже 93 украинских самолетов) побудили украинскую сторону обратиться с просьбой о помощи к иностранным «партнерам». Наиболее оптимальным вариантом пополнения стремительно редеющего авиапарка ВВС Украины выступала передача Киеву самолетов советского производства, еще сохранявшихся в составе вооруженных сил ряда стран — членов НАТО. Подобное решение позволило бы Киеву минимизировать проблемы как с техобслуживанием переданных бортов, так и с их освоением украинскими пилотами, привыкшими иметь дело именно с советской техникой.

Вашингтон против Варшавы

Самым подходящим «донором» для ВВС Украины аналитикам виделись ВВС Польши, в составе которых к началу 2022 года все еще числились 28 боевых и учебно-боевых истребителей МиГ-29. Кроме Польши советскими военными самолетами располагали также Словакия и Болгария.

Откровенно говоря, даже если бы передача ВВС Украины всех этих самолетов произошла немедленно, на ход боевых действий это повлияло бы мало. Во-первых, потому что ВКС России достаточно быстро (уже к началу марта) завоевали господство в воздухе над всей украинской территорией и просто бы «перемололи» новые украинские борта, что называется, в порядке живой очереди. Во-вторых, совсем не факт, что Украина смогла бы изыскать у себя летный состав для всех передаваемых ей из-за рубежа самолетов.

Впрочем, на практике проверить все эти выкладки возможности не представилось, потому что оперативной передачи Киеву самолетов советского производства так и не случилось.

В публичное поле информация о возможной поставке Украине боевых самолетов впервые оказалась вброшена 28 февраля с легкой руки (или языка?) главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля. Дальнейшие события приобрели характер откровенной трагикомедии. Вашингтон принялся активно сигнализировать Варшаве, что он совсем не против того, чтобы поляки передали свои МиГ-29 украинцам. В то же время Варшава, отнюдь не питавшая теплых чувств к Москве, совершенно не хотела резкого усиления конфронтации с Россией. Поэтому поляки изо всех сил стали отбиваться от реализации инициативы Борреля и Вашингтона.

Точнее, Варшава была категорически против прямой передачи своих МиГ-29 Украине, но не возражала против предоставления истребителей советского производства третьей стороне, чтобы именно та несла ответственность за передачу «двадцать девятых» Киеву. Таскать каштаны из огня для Вашингтона и Брюсселя поляки не собирались.

8 марта пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки сообщила, что Соединенные Штаты не возражали бы против передачи Польшей советских боевых самолетов Украине. Мол, Вашингтон обсуждает этот вопрос с союзниками по НАТО.

Реакция Польши на действия Вашингтона, чреватые для Варшавы втягиванием в конфликт на Украине, оказалась молниеносной. Вечером того же 8 марта МИД Польши опубликовал заявление о том, что польские власти после консультаций между президентом и правительством готовы немедленно и бесплатно передислоцировать все свои истребители МиГ-29 на… авиабазу США Рамштайн в ФРГ, чтобы передать их там в распоряжение американского правительства. Между строк при этом читалось: «Дальше делайте с бывшими нашими самолетами что хотите».

Одновременно Польша попросила США предоставить взамен МиГ-29 бывшие в эксплуатации самолеты западного производства F-16.

Именно вышеупомянутое заявление МИД Польши было воспринято многими на Украине как свидетельство того, что дело передачи польских МиГ-29 Украине наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Однако с таким выводом украинские патриоты явно поторопились.

Вашингтон оказался откровенно обескуражен резким «отлупом» со стороны Варшавы. Об этом свидетельствует первая официальная реакция американской стороны на «неожиданный шаг поляков».

«Я увидела это объявление Правительства Польши буквально в то время, когда направлялась сюда [на Капитолийский холм] сегодня, — заявила заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд, выступавшая поздно ночью 8 марта на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США. — Насколько мне известно, с нами не было предварительных консультаций о том, что они [поляки] планируют передать эти самолеты нам».

Элемент информационного давления

На этом моменте Вашингтон и Варшава объявили условный «антракт» в одиссее с передачей самолетов Киеву. Чем это в итоге закончится, пока точно предсказать не возьмется никто. Но я не удивлюсь, если к дате окончания спецоперации на Украине польские МиГ-29 по-прежнему будут находиться там же, где они находятся сейчас. То есть в Польше.

Резюмируя, можно сказать следующее. Активное муссирование Западом темы о возможной передаче польских МиГов Киеву я бы расценивал скорее как элемент информационного давления на Москву, нежели как реальную готовность предоставить Украине авиатехнику. По крайней мере, именно на это «толсто» намекает текущее развитие сюжета «Польские самолеты для Украины».