Поиск
Лента новостей
Закрыть
Новороссия
Донбасс сегодня: ДНР и ЛНР под огнем, ВСУ устали воевать, украинские СМИ разжигают
Общество
Дело Гарюгина: кто копает под хозяина петербургского метро
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Дело Гарюгина: кто копает под хозяина петербургского метро

    13:24  19 Февраля 2015  /обновлено: 14:20  27 Октября 2015
    2283

    Кто

    Кто "копает" под Владимира Гарюгина? Однажды на заседании правительства Петербурга зашла речь о том, чтобы над наземными вестибюлями станций метро устраивать крупные торговые центры. Начальник метрополитена Владимир Гарюгин дал понять, что у него есть на примете строительная компания, способная возводить подобные объекты, выгодные и транспортному предприятию, и городу. На это тогдашний губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко заметила: «Зачем Вам это, Владимир Александрович? Вы нам нужны».

    Куда делись девять миллиардов

    Слова Матвиенко, похоже, оказались пророческими: правоохранительные органы заинтересовались именно торгово-развлекательными комплексами над станциями метро. Вот заявление официального представителя Следственного комитета России Владимира Маркина: «По версии следствия, в 2012 году начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин и иные лица использовали свои полномочия вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для других лиц при заключении инвестиционного договора о строительстве коммерческого объекта – комплекса наземного вестибюля станции метрополитена «Адмиралтейская». В результате бюджету города Санкт-Петербурга был причинен ущерб в сумме не менее 466 миллионов рублей, а также нанесен существенный вред охраняемым законом интересам государства». В офисах метрополитена и компаний партнеров, а также в местах проживания руководителей этих организаций проведены обыски, изъятия документов и иные следственные действия. Уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), возбуждено по материалам, поступившим из контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга (КСП). Между прочим, в этих документах контрольно-счетной палаты, составленных по результатам выборочной проверки конца 2013 – начала 2014 года, отмечены нарушения, выявленные не только на «Адмиралтейской», но и еще, как минимум на четырех станциях: «Обводный канал», «Звенигородская», «Бухарестская», «Международная». И общий вероятный ущерб исчисляется суммой в 9,2 млрд рублей. Владимир Гарюгин с обвинениями не согласился. Комментируя итоги проверки КСП, он неоднократно подчеркивал: «Никаких расхищений не было, никаких девяти миллиардов». Метрополитен подал иск против контрольно-счетной палаты «О признании недействительным ненормативного правового акта, решения». Начало судебного процесса ожидалось со дня на день. Но, очевидно, у правоохранительных органов были веские основания действовать на опережение.

    Лакомый кусок мимо бюджета

    В чем суть претензий КСП? Не надо быть крупным бизнесменом, чтобы представить, насколько выгоднее разместить на территории, закрепленной за наземным вестибюлем метровокзала, не просто стандартную «коробку» с кассами и турникетами по пути к эскалаторам, а целый многофункциональный комплекс с торговыми площадями, куда встраивается и вход в метро. Тем более, если построить его за счет инвесторов. Средства, вложенные в проект, окупятся, дополнительные отчисления пойдут и в казну, и метрополитену. Другое дело, кому и в каких пропорциях. Привлекать сторонние организации для ремонта фойе подземки разрешили еще при губернаторстве Владимира Яковлева. Валентина Матвиенко, в свою очередь, предложила сооружать на бюджетные деньги лишь наклонные ходы (где устанавливаются эскалаторы), а для строительства вестибюлей использовать инвесторов. Разумеется, с соблюдением всех норм и правил, под жестким контролем соответствующих государственных структур, включая КУГИ. Таким образом, право возвести не только компактные фойе, но и многоэтажные торгово-развлекательные центры получили компании «Адамант» (на станциях «Обводный канал», «Звенигородская», «Бухарестская», «Международная») и «Петромир» (на «Адмиралтейской»). Затраты инвесторов, очевидно, были учтены и при их перечислениях в городской бюджет: по «Бухарестской» – 2,6 млн рублей, по «Международной» – 7,7 млн, по «Адмиралтейской» – 70 млн – то есть суммы, по меркам крупных ТРЦ, минимальные – едва ли не меньше суточного оборота торгово-развлекательного центра.

    Сваи преткновения под «Адмиралтейской»

    Впрочем, у «Адмиралтейской» есть своя специфика, видимо, поэтому расследование начали именно с нее. Согласно договору, свайное основание под зданием на Малой Морской, где располагается станция «Адмиралтейская» (ТЦ «Адмирал»), должен был выполнить инвестор, то есть холдинг «Петромир». Однако на самом деле эти работы сделал «Метрострой», когда возводил наклонный ход станции, на что, по заключению КСП, потрачено «не менее 466 млн рублей». Именно данная сумма и фигурирует в претензиях к Владимиру Гарюгину. Метрополитен «неправомерно принял решение об освобождении инвестора от возмещения затрат бюджета», отмечено на сайте контролеров. При этом у метрополитена есть контраргумент, о котором написало издание «Фонтанка.ру»: уже после возведения здания был проведен расчет нагрузки на фундамент, который показал, что стоимость свайного основания составляет 271 млн рублей. Ровно столько инвестор на основании счета, выставленного подземкой, вернул в городской бюджет. То есть, кажется, все логично. Только одни оценили выполненные работы в одну сумму (466 миллионов рублей), другие – в значительно меньшую (271 миллион рублей). У кого лучше с арифметикой и прочими точными науками, вероятно, и придется установить следствию.

    Что скрыто под водой

    Но это, судя по всему, только видимая часть айсберга. А то, что скрыто под водой, еще предстоит выяснить в ходе расследования, которое проводится под контролем центрального аппарата Следственного комитета России. Начальник главного управления МВД России по Петербургу и Ленинградской области Сергей Умнов, отвечая на вопрос депутата законодательного собрания, сообщил: «По метрополитену делом занимается следствие. Оснований предполагать, что оно канет в воду, нет никаких». Как долго продлится следствие, предсказать никто не берется. Нет единого мнения и о том, почему под огонь и именно сейчас попал Владимир Гарюгин. Понятно, что директор подписывает договоры и отвечает за все, но вряд ли сам топ-менеджер рассчитывал объем выполненных работ и затраченные средства. Иначе говоря, есть ли основания считать, что сумма была занижена умышленно, что что-то прилипло к чьим-то рукам и что в этом могла быть личная заинтересованность уважаемого в городе человека?

    Петербургский тяжеловес

    Владимир Александрович Гарюгин действительно относится к категории петербургских тяжеловесов. Пройдя по всем шпалам-ступенькам карьерной лестницы – железнодорожной и общественной – он еще в январе 1990 года решением конференции трудового коллектива на альтернативной основе был избран начальником Ленинградского метрополитена, победив в конкурентной борьбе других претендентов на эту должность. Он сохранил градообразующее предприятие в период всех политико-экономических турбулентностей, что пережили за это время мы с вами, город и страна. В метрополитене нет кадровой чехарды, там уважают традиции, своевременно готовят молодых специалистов, внедряют новую технику. Гарюгин не дал разрушить социальный блок питерской подземки, выбивал средства на развитие метро, на расширение инфраструктуры, строительство новых станций и дополнительных выходов. Разумеется, как руководитель транспортного комплекса ему приходилось выдерживать и волны критики: будь то закрытие на ремонт эскалаторов и целых станций или не всем понятная замена турникетов конца 90-х, когда оплатившему проезд пассажиру теперь приходится открывать «воротца». В крупных ЧП, таких как размыв на перегоне «Лесная» - «Площадь Мужества» или обрушение козырька на «Сенной», по результатам проверок, его вины нет. Сегодня петербургский метрополитен – целый подземный город: 67 метровокзалов, более 1,5 тысячи вагонов, ежедневно перевозящих по пяти линиям 2,3 миллиона пассажиров, это около 14,5 тысячи сотрудников, круглосуточно обслуживающих подземную магистраль. И в том, что это «беспокойное хозяйство» работает в целом без сбоев, – несомненная заслуга Владимира Гарюгина. Разумеется, эти обстоятельства будут учтены теми, кому предстоит вершить правосудие, а неподсудных у нас, как известно, нет.

    Вопросы без ответов

    Но если расследование будет проводиться столь скрупулезно, «по-свайно», не коснется ли оно некоторых вопросов, не имеющих прямого отношения ни к данному уголовному делу, ни лично к Гарюгину – вопросов, где окончательное решение принимал точно не он? Например, стоило ли в свое время экспериментировать с поставщиком эскалаторов для петербургской подземки, поскольку предприятие «Эскалатор» обеспечивало самодвижущимися лестницами не только питерское метро? Или зачем надо было закупать подвижной состав на стороне, когда вагоны ленинградского-петербургского завода имени Егорова прекрасно возили пассажиров всех метрополитенов Советского Союзе и не только?.. А это не только упущенная выгода, но судьбы предприятий и их сотрудников, дополнительные рабочие места, развитие высокотехнологичных производств… По иронии судьбы оперативно-следственные действия в отношении начальника метрополитена проведены накануне дня рождения его коллеги, директора Метростроя Вадима Александрова, с которым Владимир Гарюгин рука об руку работает более четверти века: Александров строит подземку, Гарюгин эксплуатирует. Так или иначе, вряд ли начавшееся, безусловно, справедливое, расследование улучшило настроение им обоим. А, может быть, и не только им. Следствие продолжается…  

    Автор: Алексей Захарцев
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях