Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Украина
Глава миграционной службы Украины отказался показать письмо ГПУ по Саакашвили
Общество
Хиджаб рассорил мусульман с атеистами
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Хиджаб рассорил мусульман с атеистами

    19:17  17 Февраля 2015  /обновлено: 14:26  27 Октября 2015
    292

    Хиджаб преткновения

    Хиджаб преткновения В Общественной палате РФ представители министерства образования, Госдумы, Совета Федерации, правительства Мордовии, религиозные деятели традиционных конфессий России и эксперты профильных некоммерческих организаций обсудили решение Верховного суда, оставившее без изменений постановление правительства Мордовии, утвердившее типовые требования к внешнему виду школьников. В соответствии с принятыми правилами девочкам-мусульманкам запрещается находиться на уроках в религиозном головном уборе хиджаб. Это вызвало протест части мусульманской общественности и неутихающие дискуссии. Религиоведы и представители конфессий поспорили о хиджабах Религиоведы и представители конфессий поспорили о хиджабах

    Хиджаб – символ ваххабитов?

    Государственной думы писатель Фатих Сибагатуллин сразу уточнил, что хиджаб не является, например, татарским национальным головным убором. «Моя бабушка не носила хиджаб, хотя была религиозной, не пропускала ни одного намаза. Вера означает не только ношение хиджаба, но прежде всего исповедование принципов добра», - отметил он. Доцент Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев считает, что решение Верховного суда лишь усугубит ситуацию. Он напомнил, что всё началось не с Мордовии, а со Ставропольского края, где семья ваххабитов настаивали, чтобы их дочь носила в школе хиджаб. «Хотя мы до сих пор не знаем разницы между хиджабом и платком, для наших мусульман хиджаб – это не символ ислама, а именно выражение радикального исламизма. Поэтому проблема ношения хиджаба остро стоит в сильно радикализированных регионах», - отметил эксперт. Силантьев подчеркнул, что наша государственная этика не запрещает ему, православному россиянину, прийти в чье-либо посольство в косоворотке. Поэтому ношение национальной одежды могло бы стать приемлемым для всех народов России решением. Особенно «уместно» было обострять эту тему в период, когда страна ведет тяжелейшие переговоры по Донбассу, заметил Силантьев. Он считает, что если решение ВС доведут до вузов, то проблема усугубится, так как там много девушек в хиджабах.

    Христиане за хиджабы

    Епископ-пятидесятник член ОП Сергей Ряховский обратил внимание собравшихся, что до сих пор в нашем многонациональном государстве большому количеству народов удавалось уживаться по единым законам. В дискуссии между сторонниками светского образа школьника и защитниками хиджабов Ряховский выступил на стороне последних. «Мы живем в стране, в которой никогда не было религиозных войн. Я не услышал в суде аргументов со стороны наших оппонентов. Мы преподаем в школе историю религий и в то же время приучаем детей к лицемерию: возле школы сними платочек, а как выйдешь – надень. Если в нашем государстве признаются религии, то пусть у людей будет право выражать свою веру», - отметил епископ.

    Возврат к раздельному обучению?

    Помнить про закон, но не забывать о культурных традициях своего народа призвал муфтий Москвы Альбир Крганов. «Каждый из нас виноват в том, что вопрос ношения женского мусульманского головного убора достиг такой остроты, - посетовал он. - Мы не ставим под сомнение светский характер российской школы. По законам РФ светские и религиозные ценности равны. Поэтому запрет на хиджаб вносит противоречие между Конституцией и запретом религиозной символики в светских школах». Муфтий также заметил, что в большинстве стран мира кроме Франции разрешено ношение головных уборов в школе. Одним из способов устранения этого противоречия глава московских мусульман видит во введении гендерных школ, которые существовали во все времена.

    РПЦ против светскости

    Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что унификация внешнего вида является нарушением базового принципа права. «В соответствии с духом международного права верующий человек может не только внутри себя исповедовать веру, но и поступать в соответствии со своими убеждениями. Когда у нас одна форма одежды признается правильной, а другая – нет, это грубейшее нарушение базовых принципов права. В российском праве тоже нет ни малейших основ для дискриминации тех или иных верующих. Оно не лишает нас права на религиозную и национальную одежду», - напомнил Чаплин. Он так же отметил, что «секуляризм и светскость проигрывают исторический спор, они оказались неспособны мобилизовать общество для решения непростых задач. В ситуации, когда общество потребления объявляется правильным, нация может прекратить свое существование – такое общество не получится отстоять». Чаплин высказал убеждение, что государственная школа – это советский атавизм. Протоирей предложил идти по пути разгосударствления школ, но при этом, чтобы стоимость образования была одинаковой как в государственных, так и в частных школах. Возможно, представитель РПЦ думает, что в государственных школах детей учат за деньги.

    Как не стать «чучелом»

    Председатель комиссии ОП по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин предостерег от излишнего подчеркивания национальной или религиозной идентичности. «Школа – это общественное пространство, - напомнил Дискин. - Там взаимодействуют еще не вполне зрелые люди, которым еще не привиты определенные нормы и представления. Там быстро генерируются противоречия. И любое проявление инаковости воспринимается остро, гипертрофировано. В литературе, в советском искусстве эта тема получала отражение, например, в фильме «Чучело». Идентичности разные надо взращивать и культивировать, но, не доводя до абсолюта, так как это уже переходит в радикализм. В неокрепшем подростковом сознании всё воспринимается абсолютно, со свойственным юношеским максимализмом. Мы видим, что принес фундаментализм в страны, где он возобладал». Дискин отметил, что в Татарстане найдено «изящное решение» проблемы: девушки носят белые платочки, подчеркивающие национальную идентичность, но не являющиеся религиозным символом. Эксперты отметили, что такой остроты проблема головного убора для школьников нигде кроме Мордовии не достигала. Местные власти Чечни, Дагестана, Татарстана смогли решить этот вопрос на свое усмотрение без противоречий с федеральным законодательством. Истина, как всегда, где-то посередине – в этом эксперты единодушны. В ряде европейских стран служащим запрещено носить даже нательные крестики на шее, а на городских площадях не рекомендуется устанавливать новогодние елки. Это крайности, которые ничем не лучше ношения полного хиджаба в светском общеобразовательном учреждении или разделывания барана во дворе мегаполиса.

    Школьная форма помирит еврея со скинхедом

    Внешний вид школьников должен не разобщать, а объединять детей, считает вице-президент конгресса еврейских общин России раввин Зиновий Коган. По его данным, в нашей стране 30-40% родителей выбрали для обучения своих детей светскую школу. «Если в этом вопросе будет бардак, то получится как на Украине, - предостерег раввин. - Если решат утвердить школьную форму для детей – я лично не против. Есть традиционные религии, которые сплели Россию, держат ее, но есть и атеисты, которые движут науку, эту группу людей тоже нельзя игнорировать!». Напомним, 11 февраля 2015 года Верховный суд РФ признал законными требования к внешнему виду школьников, утвержденные постановлением правительства республики Мордовия (№ 208 от 12 мая 2014 года «Об утверждении типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия»). Этот документ в частности запрещает ношение в образовательных учреждениях региона религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов. Таким образом, была отклонена апелляционная жалоба представителей мусульманских общин Мордовии, которые просили ВС признать это постановление нарушающим право на свободу вероисповедания, закрепленное в 19 статье Конституции РФ. Также родители видели в этом постановлении нарушение закона "Об образовании", в той его части, где говорится об общедоступности образования. В то время, как взрослые увлеченно спорят – носить иль не носить национальный платок в школе, - накаляя тем самым и так непростые межнациональные и межконфессиональные отношения, в самом сложном положении оказались именно дети. Воспитанные в строгих патриархальных правилах религиозной семьи, они оказались перед сложным выбором: ослушаться родителей и снять головной убор при входе в школу или стать изгоем среди сверстников. Для маленького человека с еще несформированной психикой это огромное испытание, способное покалечить душу. В результате общество снова приходит к необходимости вводить единую для всех школьную форму, которая исключила бы любое проявление национальной или религиозной идентичности. Ведь если идти по пути, на котором настаивают представители религий, где гарантия, что за одной партой с еврейским мальчиком в кипе не окажется скинхед с нацистской татуировкой со всеми вытекающими из подобного соседства «дискуссиями», которые не оставят места учебному процессу?  

    Автор: Екатерина Чалова
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях