Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Госдума задушит фермеров доступностью сетей

Госдума задушит фермеров доступностью сетей

20:46  13 Февраля 2015  /обновлено: 14:39  27 Октября 2015
828

Похоже, продукцию отечественных фермеров в торговых сетях мы не увидим

Глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский (ЕР) готовит законопроект, обязывающий ритейлеров предоставлять до 50% мест на полках магазинов под отечественную продукцию. Депутат ссылается на «нынешнюю непростую экономическую ситуацию», в которой «правительство и законодательная власть должны защищать отечественного товаропроизводителя, а также наращивать инвестиции в развитие и модернизацию реального сектора экономики и проведение импортозамещения», — сказал Руденский, которого цитирует сайт «Единой России».

Все  лучшее – для фермера

Депутат предлагает соответствующие поправки в закон о торговле. «Очень важно обеспечить максимальную доступность торговых точек и товаров для потребителей путем развития розничных рынков, различных ярмарок, в том числе выходного дня, за счет расширения сети сельскохозяйственной потребительской кооперации, развития передвижной торговли. В свою очередь, фермерам необходимо предоставить возможность беспрепятственной реализации своей продукции в любом месте и в любое время. В первоочередном порядке выделять им торговые места на сельскохозяйственных рынках и ярмарках», — добавил Руденский. Казалось бы, золотые слова. Давно и многократно, впрочем, произнесённые с разных трибун. Но теперь дело дошло, кажется, до закона. Однако эксперты Федерального агентства новостей вовсе не спешат аплодировать главе комитета ГД по экономической политике.

Хотели как лучше, а получилось, как всегда

Алексей Третьяков, председатель Совета ассоциаций малого бизнеса в сфере потребительского рынка  вообще заявил, что все эти инициативы напоминают ему известную фразу Марии Антуанетты по отношению к голодающим парижанам: если у них нет хлеба, пусть едят пирожные. «На первый взгляд, возможность предоставить фермерам возможность прямой реализации очень хорошая. Я, например, беседовал с фермером в Нюрнберге, который утром приехал, все продал и через час уехал. Он говорит: «Мне ж здорово, у меня ферма в 20 минут езды». А теперь представьте себе наши расстояния, не будем далеко ходить, возьмем Петербург. Как фермер при нашем качестве дорог, скажем, из Подпорожья, будет в Петербург еду возить?», - задает риторический вопрос Алексей Третьяков. «Иными словами, идея предоставить фермеру возможность прямой реализации – это откровенный популизм, потому что в наших реальных условиях - климат, расстояние и т.д – либо фермерствуй, либо торгуй» - таково мнение эксперта. Алексей Третьяков проанализировал идеи Игоря Руденского: «Отдать до 50 процентов полок российским производителям. На самом деле – это ограничение: больше-то нельзя!»

Российское – это какое?

Возникает вопрос, считает Алексей Третьяков: «А кого мы понимаем под российскими производителями и под российской продукцией? Если иностранец построил здесь завод на импортном оборудовании по импортным технологиям, которые работают на импортном сырье, и обслуживается гастарбайтерами – это как? Местный производитель? Не местный? На сегодняшний день в любой российской продукции есть процент импорта. Та же колбаса делается из скота, который потребляет импортные витамины и добавки. Поэтому для начала надо законодателям разобраться, что они понимают под российским». В то же время Алексей Третьяков уверен, что наладить экономику у нас в стране не то, что просто, а очень просто: главное – не мешать. «На самом деле борьба с ростом цен может осуществляться тремя путями. Классический капитализм – это конкуренция. В Санкт-Петербурге это уже давно принципиально невозможно, потому что, по данным ФАС, сети занимают 80 процентов, а, по данным независимых экспертов, свыше 90 процентов рынка, это открытая монополия. Я не призываю сети сносить! Но давайте реанимируем мелкую рыночную торговлю, для этого отменим идиотские ограничения в городском и особенно в федеральном законодательстве. Но об этом я пока что-то не слышу».

Федеральный бюджет поддержит крупные торговые сети

«Вариант второй – госрегулирование, - считает Третьяков. -  Ввести предельные уровни наценок в оптовом и розничном звене». Но он напоминает об одном  «локальном» моменте, который совершенно справедливо заметила в Законодательном собрании Санкт-Петербурга депутат от КПРФ Ирина Иванова: Минэкономразвития выпустил список из 200 предприятий, которые посчитал самыми важными для российской экономики, они получат бюджетную помощь. В том числе - и иностранные корпорации, работающие на территории России. Так вот, среди этих корпораций оказались «Ашан», «Пятерочка», «Перекрресток», «Карусель», «Дикси» и т.д. Иванова сказала: «Уж если мы собираемся давать им бюджетные деньги, то на договорной основе и условием получения денег будет их обязательство ограничить розничную наценку». К сожалению, от властей я пока не слышу ни о каких идеях реального вмешательства в экономику» - акцентирует эксперт. И третья вещь, совершенно, по мнению эксперта, необходимая – общественный договор. «Я разговаривал об этом с немцами, они говорят: «У нас нет закона, ограничивающего наценки в продовольственной торговле, но 25 процентов - это предел, если нарушишь, то на тебя в обществе реагируют как на непорядочного человека. Тебя и с рынка вышибут, и ни в один приличный дом не пригласят. Но какой может быть общественный договор в современной олигархической России, где самая крупная собственность в глазах населения нелегитимна?» По мнению эксперта, нужно немедленно ввести частичное госрегулирование в виде ценовых ограничений. «Увы, власть этого не делает. Я не думаю, что там сидят глупые люди. К великому сожалению, все это определяется известной ленинской фразой: «Государство есть аппарат насилия в интересах правящего класса». А поскольку владельцы торговых сетей входят в состав правящего класса, то так и происходит. А нам скармливают откровенный популизм», - приходит к печальному выводу Алексей Третьяков. Директор аналитического департамента инвестиционной компании Savements Ltd Александр Осин тоже отметил ограничивающую для российского производителя функцию декларируемого законопроекта: «Доля отечественных товаров в розничной торговле России составляла порядка 57% до резкого понижения курса рубля. Сейчас она, вероятно, в среднем заметно выросла и продолжает расти. Законопроект не направлен, вероятно, на краткосрочное регулирование ситуации на розничном рынке. Если в законе будет прописано, что розничные сети обязаны отдавать отечественным производителям 50% и более торговых площадей, то это будет закон, который закрепляет существующее положение вещей и своим наличием задает некий тренд роста доли российского АПК в оптовой и розничной торговле России», - надеется финансовый аналитик. В то же время он предупреждает: «Но если в законе норма будет звучать как «отдавать российским производителям до 50% торговых площадей», это уже будет мера по сдерживанию роста доли российских производителей в розничных сетях. Для торговых сетей появится возможность, ссылаясь на закон, требовать дополнительных скидок и прочих уступок от российских поставщиков, ссылаясь на превышение нормы, что ослабит отрасль и усилит среднесрочные риски ценовой волатильности на продовольственном рынке», - считает эксперт. А что такое волатильность, мы, увы, знаем не понаслышке.

Ирина Смирнова
Закрыть