Летающие игрушки вдруг стали вне закона

Летающие игрушки вдруг стали вне закона

13.02.2015 10:45
3985

Как запустить дрон, не нарушив закон

Как запустить дрон, не нарушив закон Требования Росавиации к летающим моделям вертолетов и самолетов ставят вне закона миллионы россиян, занимающихся авиамоделизмом. Законодатели не торопятся решать проблему, а представители силовых структур даже рады тотальным запретам, "потому что так меньше хлопот".

Выбор

Перед тем, как определиться, пришлось перешерстить несколько десятков форумов, побеседовать со знающими дроно-пилотами, сравнить полученную информацию, и в итоге решение принято. Walkera QRX350 PRO. Бюджетный вариант, хоть и чисто китайский.

Покупка

Здесь все просто: один из десятков интернет-магазинов, заказ в Москву, оплата по карте, через три рабочих дня прилетела моя мечта…

Посылка

Процесс сборки подробно описан в инструкции и не составляет труда, плюс в интернете много видео с пошаговым инструктажем по сборке и первоначальной настройке. Далее поочередная зарядка аккумуляторов, вот тут готовьтесь – это займет более 10 (!) часов.

Правовая стена для коптера

Пока заряжались АКБ, штудируя интернет на предмет дополнительной информации о Walkera, я наткнулся на статью, в которой говорилось о законности использования дронов. Оказывается, по российскому законодательству «дрон», или «коптер», формально подпадают под определение "беспилотный летательный аппарат", привёденное в постановлении правительства РФ от 11.03.2010 №138 "Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации". Так, согласно статье 52, все беспилотные летательные аппараты должны иметь разрешение на полёт и план полёта, с последующим предоставлением этих сведений в органы управления полётами. Получается, если я всё это не согласую, за мирный полет моей игрушки мне грозит штраф до 5000 рублей, а если бы я действовал как юридическое лицо – то вообще до 500 тыс. рублей. Для привлечения к ответственности по статье 11 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которая позволит меня оштрафовать, необязательно, чтобы я кому-то причинил вред. Достаточно простого установления факта, что «дрон» находится в воздухе на любой высоте. Попробую действовать как законопослушный гражданин, подумал я.

Дебри законных путей

На сайте «Росавиации» написано буквально следующее: «Пользователь воздушного пространства должен быть наделен правом на использование воздушного пространства уполномоченным органом: Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией), Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации». Зарегистрироваться и подать заявку на использование воздушного пространства может пользователь, наделенный в установленном порядке правом на использование воздушного пространства, то есть у него должен быть «Сертификат эксплуатанта». Я позвонил по единственному телефону в Санкт-Петербурге, указанному на сайте «Аэронавигация Северо-Запада», и сообщил, что хочу получить «Сертификат эксплуатанта». Там мне ответили следующее: «Выдачей сертификатов мы не занимаемся, это делает «Росавиация». Мы только согласуем планы полетов, которые нам поступают через «Росавиацию». Пойдя дальше, я дозвонился в СЗ МТУ ВТ «Росавиации». Милая дама продиктовала мне номер телефона «Отдела поддержания летной годности воздушных судов». По заверению сотрудницы ведомства, именно этот отдел и занимается выдачей нужных мне сертификатов. На мой звонок туда мне так и не ответили.

Тупик

Комментарий юриста: «Удостоверение пилота, которое понадобится для регистрации «полета» на «дроне», будет стоить в районе одного миллиона рублей. Стоимость связана с тем, что есть норматив по часам, который обучающийся должен отлетать на самолете, а авиационное топливо и аренда самолета стоит очень дорого», - рассказал мне юрист Денис Смирнов. «И даже после того, как вы, заплатив кучу денег, получите удостоверение пилота, получите разрешение от «Росавиации» на полет, еще нужно получить разрешение от ФАПСИ на использование радиочастоты для управления беспилотником», - «утешил» юрист. При использовании БЛА любых габаритов (даже размером со спичечный коробок) в воздушном пространстве без соответствующих документов и разрешений, помимо многотысячных административных штрафов, предусмотрено также уголовное наказание. Для этого есть статья 271.1 УК РФ. Если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то предусмотрено наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет. Вот полный список требования для законного управления БЛА:
  • сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
  • государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки;
  • сертификат (свидетельство) о допуске к управлению ВС лиц из числа авиационного персонала;
  • подтверждение органа ЕС ОрВД об установлении временного или местного режима и включении поданного установленным порядком плана полета БЛА в суточный план зонального и районного центра Единой системы;
  • разрешение на использование воздушного пространства органом ЕС ОрВД. Если мы собираемся летать в Москве, необходимо получить специальное разрешение на полеты в запретных зонах, а в Санкт-Петербурге в дополнении к вышесказанному канал управления БЛА должен быть защищенным.
Короче, мы имеем дебри ограничений и проволочек, на преодоление которых нет ни желания, ни времени, а также высасывание денег на всех этапах. Пройдя этот путь, я испытал чувство, как будто, не полуторакилограммовую модельку запускать собираюсь, а полноценный БПЛА, со шпионским оборудованием на борту.

Нельзя по правилам, будем нарушать

Выбрав укромное местечко в Петербурге, я вполне успешно и без последствий запустил свой «дрон» в первый полет. Из недовольных были только птицы, чье воздушное пространство я нарушил, собравшиеся же вокруг родители с детьми, были в полном восторге. Как и я.

Надежда на законодателей

Несмотря на ограничения, радиоуправляемые беспилотники используются в России все чаще — для видеосъемки, доставки продуктов или просто для развлечения. И поэтому есть очень большая надежда, что депутаты Госдумы, наконец, отрегулируют этот вопрос. Удачных и законных вам полетов.

Александр Мартовский
Ассанж подтвердил готовность к экстрадиции в США
Закрыть