Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Приключения «Левиафана» в ожидании «Оскара»

Приключения «Левиафана» в ожидании «Оскара»

15:26  12 Февраля 2015
649

"Левиафан" идет в прокате с большим успехом В ожидании «Оскара» самый скандальный за последние 25 лет российский фильм переживает удивительную прокатную судьбу. Вышедший 5 февраля в российский прокат «Левиафан» уже за первый уик-энд заработал 49,2 млн рублей, фильм демонстрировался на 638 экранах, хотя изначально планировалось выпускать на 300 копиях, и посмотрели картину в кино 172,5 тыс. человек. Тут бы и ликовать прокатчикам: наконец-то отечественный фильм бьёт рекорд посещений. Тем не менее, посмотреть картину, о которой все спорят, можно не во всех кинотеатрах и даже не во всех регионах. Ссылаясь на «неформатность» и невыгодность (?!) проката, в Калининграде, например, картину показывают шесть кинотеатров из девяти, а в Кирове - всего один кинотеатр.

«Мы бы с удовольствием, но нам не дали»

Только в Москве за первые выходные «Левиафан» собрал 19 млн рублей, что составляет 38% от кассовых сборов по России и СНГ. При этом крупная новосибирская сеть кинотеатров вообще отказалась от проката фильма Андрея Звягинцева, отдав предпочтение «более кассовым фильмам» (имеются в виду «Восхождение Юпитер» и «50 оттенков серого»). Однако хотя бы в пиратской копии, а фильм в городе уже посмотрели – об этом свидетельствует тот факт, что общественность предложила назвать одну из улиц Новосибирска в честь режиссера – уроженца здешних мест. Апофеозом приключений фактически запрещенной на родине режиссера киноленты можно считать тот факт, что Владимир Городецкий - губернатор Новосибирской области, многократный мэр Новосибирска - поддержал инициативу назвать улицу именем Андрея Звягинцева. На этом фоне уже не так скандально смотрится новость о том, что фильм не будет показан и в кинотеатрах Пскова. Менеджер единственной в области компании-кинопрокатчика ОАО «Экран» сообщил «Интерфаксу» удивительные вещи: «Мы с удовольствием показали бы, но нам не дали. Нам сказали, что нет уверенности в успехе ленты в Пскове, а давать для галочки, чтобы просто отметиться, не хотят». Кто не дал псковскому кинопрокату показать фильм, на который в других регионах народ валом валит, кинопрокатчик умалчивает.

Мерзость запустения

Как всем уже хорошо известно, фильм рассказывает о противостоянии мелкого предпринимателя и местных коррумпированных властей, которое заканчивается не в пользу предпринимателя. Тема, мягко говоря, не нова. Но фильм Звягинцева всех задел за живое - и не только потому, что это яркое художественное произведение. Как бы ни кликушествовали «православные активисты» - это не антиклерикальный фильм. Наоборот, это самое что ни на есть богоискательство в современном его варианте, которое, увы, слишком часто начинается с вопля: «За что, Господи?» Предали жена и друг, враг отнял имущество и свободу – тут-то человек и начинает прозревать – или погибает окончательно, но этого мы не видим, это остается за рамками фильма. Найти «дорогу к храму» в этой истории мудрено. Да и кто среди героев «Левиафана» способен её показать? Безумный батюшка, мечущий хлеб свиньям, почему-то говорит Николаю об Иове Многострадальном. Но библейский Иов был праведником, пострадал за свою любовь к Богу, а герой фильма - атеист. Тем более, духовным поводырем не может служить архиерей. Принимающий ворованное, строящий вместе с вором-губернатором храм на крови ими же убитого человека, церковный вельможа словно списан с Великого инквизитора, который говорил Христу: «Зачем же ты пришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать, и сам это знаешь». Не случайно в фильме подростки собираются на развалинах настоящего храма, который никому не нужен. Мерзость запустения, как и было сказано. Нет уж, в таких обстоятельствах - к Богу прямиком, «по делу, срочно». Острый, честный, актуальный художественный фильм. Отдельное спасибо художнику и оператору фильма: наконец-то они показали завораживающее великолепие природы Кольского полуострова, которая в картине обернулась величественной библейской метафорой.

Мат всё обесценивает

С одним только в «Левиафане» не могу согласиться. Убеждена, и в этом опираюсь на авторитет Даниила Гранина, который считает, что мат обесценивает искусство, что в художественных произведениях можно обойтись без ненормативной лексики. «Потому что она в большинстве случаев — результат какой-то художественной беспомощности. Вся история литературы, кино, искусства говорит о том, что наши классики в XIX — XX веках обходились без этого. Толстой писал без матерщины о войне. О войне писали и другие замечательные писатели, как, допустим, Виктор Некрасов, Виктор Курочкин, Василий Гроссман, они обходились без этого, другими методами, более интеллигентными и интеллектуальными», — сказал Гранин корреспонденту Федерального агентства новостей. В самом деле, Василий Шукшин, был, говорят, еще каким матерщинником, писал и снимал фильмы о «простых» людях, об уголовниках, - где, в каких его произведениях проступает этот вроде бы родной для них язык? Представить только мат в «Калине красной» - и нет фильма. Андрей Звягинцев утверждает, что не может в этом фильме без мата, потому что так говорит улица. А фронт как говорил? Тем не менее, Федор Абрамов, Борис Васильев, тот же Гранин в произведениях о войне, о самых тяжелых событиях в жизни человека прекрасно обошлись без обсценной лексики. Неужели «Левиафану» мат что-то добавил в эстетическим смысле? Признаемся же: нет. Скорее, украл что-то у художественности. Потому что воровской этот язык только и может – красть. Для справки Как известно, мировая премьера «Левиафана» состоялась в мае минувшего года на Каннском фестивале. Там картина получила награду за лучший сценарий. Позже фильм стал обладателем премии «Золотой глобус» и был номинирован на «Оскар». Он получил и российскую премию «Золотой орел» за лучшую режиссуру. В картине снялись Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Валерий Гришко.

Ирина Смирнова
Новости партнеров
mediametrics