Торговым сетям придется полюбить российские овощи

Торговым сетям придется полюбить российские овощи

11.02.2015 20:08
651

продукты

Возможный запрет торговым сетям делать прямые закупки за рубежом, несмотря на оправданность, может привести к очередному росту цен. Так считают эксперты, опрошенные Федеральным агентством новостей. Ранее стало известно о подготовке законопроекта, запрещающего ритейлерам прямой импорт сельхозпродукции. Запрет вызван тем, что подобная практика закупок бьет по отечественным производителям "Когда российская сеть заключает договор напрямую с импортером, российский производитель исключается из этой цепочки. Российской сети выгоднее работать с такими компаниями, чем с российскими производителями, даже если те предлагают хорошее качество и хорошие цены", - сказал первый заместитель главы комитета СовФеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Он отметил, что власти не заинтересованы в ущемлении интересов торговых сетей, но хотят обеспечить попадание в магазины местной продукции. Готовящийся законопроект отражает реальную ситуацию. Действительно, крупные сети обычно формируют собственные логистические цепочки, позволяющие импортировать товары с минимальными издержками. И возможное вето на такой прямой импорт даст российским товарам дополнительное конкурентное преимущество. Однако тут есть один неприятный момент - возможный очередной всплеск инфляции - по той простой причине, что у сетей в случае запрета вырастут издержки. По итогам января продовольственная инфляция уже составила почти 21% в годовом выражении, напоминает аналитик "ФИНАМ" Тимур Нигматуллин. Дополнительное же ускорение роста цен приведет к социальной напряженности. Кроме того, "запрет на текущий момент выглядит бессмысленным с точки зрения двукратного ослабления рубля, что и так привело к резкому повышению ценового конкурентного преимущества российских товаров", говорит эксперт. Допуская, что практика прямого импорта ущемляет интересы местных производителей ("есть такая тенденция, когда финские сети тяготеют к скандинавским продуктам, французские сети - к французским продуктам и так далее"), руководитель агентства Infoline Иван Федяков задается вопросом: что будет мешать ритейлеру создать прослойку между собой и зарубежным партнером в виде юрлица и делать то же самое - то есть покупать нужный товар почти напрямую? "Забавная статистика: в первом квартале 2014 года 80% таможенных деклараций по импорту было оформлено юрлицом один раз. То есть даже сами импортеры регистрируют одно юрлицо под каждую транзакцию. Это позволяет избегать рисков для бизнеса, - говорит Федяков. - ак что я с трудом представляю механизмы контроля выполнения данных мер". В целом любые запретительные меры носят контрпродуктивный характер, уверен эксперт. "Они расслабляюще действуют на работающие на рынке компании, что плохо сказывается на их конкурентноспобности", заключает Иван Федяков.

Игорь Кузьмичев
Ученые доказали, что пчелы и лошади являются смертельно опасными для людей
Закрыть