Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Весь мир
Суд в США ввел запрет на депортацию более 1,4 тыс. граждан Ирака
Россия
В отмене электричек виноват "вульгарный либерализм" РЖД
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    В отмене электричек виноват "вульгарный либерализм" РЖД

    11:22  5 Февраля 2015  /обновлено: 15:13  27 Октября 2015
    367

    Известие о том, что в Псковской, Вологодской областях полностью отменено пригородное сообщение поездов, а в Тверской, Белгородской, Воронежской и Новосибирской областях закрыто значительное число направлений, заставило президента России Владимира Путина выступить с жесткой критикой действий правительства и Минтранса. «Пригородное железнодорожное сообщение должно быть восстановлено, и немедленно», - заявил глава страны на совещании в Ново-Огарево. В РЖД на указание президента отреагировали оперативно. Уже вечером представитель «Российских железных дорог» сообщил, что проблема пригородного сообщения в регионах будет решена в минимально возможные сроки. В беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей эксперты рассказали, кто виноват в массовом сокращении электричек, и почему решить проблему полностью не удастся.

    Вульгарный либерализм менеджеров РЖД

    Политолог, экономист, директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев уверен: в массовых отменах пригородного железнодорожного сообщения в регионах виноваты не регионы, а «неправильная ментальность» министров экономического блока и менеджмента РЖД. «Традиционно в РЖД доходы от грузовых перевозок перекрывали убытки от пассажирских, то есть у нас пассажирские перевозки всегда были убыточные. Однако РЖД - это компания, главной целью которой является не прибыль, а предоставление транспортных услуг. Ведь в России самая большая сеть железных дорог в мире», - рассказал Разуваев. Аналитик напомнил, что «Российские железные дороги» - компания, в которой 100% пакета акций принадлежит государству. «Были планы провести либо допмиссию, либо продать госдолю и сократить долю государства до 75 процентов, но потом когда пошел кризис, про это забыли». По словам Разуваева, даже без государственных субсидий РЖД - компания, обладающая серьезными финансовыми ресурсами. «Считается, что госкорпорация сознательно занижает прибыль, чтобы таким образом лоббировать рост тарифов. То есть, если бы монополия была бы более эффективной, то денег на электрички хватало бы. Ведь, учитывая нашу географию, транспорт - одна из основных отраслей». «Положительный момент в том, что с помощью президента проблема получила свое разрешение. Тем не менее, менеджмент РЖД это допустил, а государство как основной собственник позволило. Это говорит о том, что менеджмент РЖД не понимает, чем управляет, не понимает суть компании. Экономический блок правительства, в том числе господин Дворкович, тоже не понимает, что задача РЖД - прежде всего не прибыль, а предоставление соответствующего общественного блага - транспортных услуг», - уверен директор аналитического департамента «Альпари». «РЖД дает то, что называется в экономической теории общественными благами. Даже если это нерентабельно, электрички быть должны. Однако, к сожалению, сегодня подход РЖД - вульгарный либерализм», - констатировал Александр Разуваев.

    Все проблемы президент решить не сможет

    Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов (ИПРП) Николай Миронов уверен, что система, в которой ничего не работает без окрика со стороны президента, заведомо является неэффективной. «Должны быть институты, которые способны разрешать проблемы без участия главы государства. Все проблемы он физически решить не сумеет», - считает Миронов. "Если каждый раз ждать, когда до президента дойдет тот или иной сигнал о проблемах, можно спровоцировать глубокие кризисные явления в экономике. Правительство должно контролировать государственные корпорации. Их также должны контролировать органы независимого финансового контроля (Счетная палата не учитывается, так как по факту она зависит от исполнительной власти). Кроме того, должен быть независимый парламентский и общественный контроль за всей этой деятельностью. Только тогда институты власти смогут решать проблемы без вмешательства президента", - добавил гендиректор ИПРП. Политолог убежден, что вмешательство главы государства разрешит кризисную ситуацию лишь частично. «РЖД, как и любая коммерческая структура, которая извлекает прибыли, естественно, стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Кроме того, несмотря на государственный контрольный пакет, по факту РЖД отделена от государства, и контроль за ней ограничен. Поэтому даже после вмешательства президента никто не гарантирует, что РЖД восстановит все маршруты или позже вновь не начнет их сокращать». По словам гендиректора ИПРП, ситуация с задолженностью регионов перед РЖД - «перегиб» нашей бюджетной системы, построенной на якобы рыночных началах. «Государственный бюджет напрямую РЖД не финансирует. РЖД рассчитывается с тем, кому оказывается услуги, в данном случае - с регионами. Государство через федеральный бюджет должно выделять деньги, чтобы регионы могли рассчитаться с госкомпанией. Однако федеральный бюджет нестабилен, в нем периодически срезают расходы, вовремя не выделяют деньги, и в итоге всегда есть риск,что регионы не смогут нормально платить корпорации». Понять, насколько обосновано повышение цен, по словам Миронова, простому человеку весьма сложно. «Общество не знает, насколько обоснованы цены на билет, в каком финансовом положении находится компания РЖД. Информация о том, как происходит ценообразование, стоят ли услуги того, что за них просят, для многих остается тайной за семью печатями. По этой причине отчетность компании должна публиковаться не только с цифрами, которые способны понять финансисты или экономисты, но и доноситься в простой форме до широкой публики». Политолог напомнил, что раньше подобных проблем не существовало. «В советское время все работало потому, что данными вопросами занималось министерство путей сообщения. Сегодня есть министерство транспорта и крупная государственная корпорация, деятельность которой Минтранс по факту не контролирует. Считаю, что необходимо вернуть РЖД государственный статус, преобразовав его "обратно" в министерство путей сообщения, которое будет подчиняться правительству. А для коммерческих процессов в железнодорожном транспорте могут создаваться отдельные коммерческие предприятия, структуры, выходящие на рынок. Тогда проблема будет разрешена», - заключил Николай Миронов. Анна Анина

    Автор: Алексей Громов
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях