Россия может выиграть "Битву за Севастополь" у Голливуда

Россия может выиграть "Битву за Севастополь" у Голливуда

23.01.2015 14:38
1470

Рост посещаемости в российских кинотеатрах прекратился. Эксперты объясняют это текущим кризисом, демографическим спадом и нежеланием прокатчиков рисковать. При этом, несмотря на стагнацию, у отечественного кино хорошие перспективы в наступившем году - планируется ряд громких премьер, которые способны конкурировать с голливудскими блокбастерами. Если же смотреть на цифры, то россияне меньше стали ходить в кино. В 2014 году было продано на 0,2% билетов меньше, чем в 2013-м. Показатель минимальный, но, если сравнить с тем же 2013 годом, когда эта цифра выросла на 8%, стагнация действительно очевидна. И вообще, это первое снижение показателей посещаемости с 2002 года, когда россияне полюбили ходить в кинотеатры и активность эту не мог поколебать даже кризис 2008-го. Объяснить падение посещаемости наступившим кризисом сложно: данные все-таки за 2014 год, а заметная девальвация рубля началась в декабре. Другой вопрос - что ждет кинопрокат в году наступившем. По мнению экспертов, то, что происходило в 2014-м, продолжится и в 2015 году. "Люди уже экономят, билеты уже подорожали, а кинотеатры перешли на показ исключительно блокбастеров", - говорит ведущий аналитик "Невафильм Research" Ксения Леонтьева. Что касается падения посещаемости, то эксперт не уверен, что она имеет место быть: "Эти цифры сложно комментировать. По одним данным, там плюс 0,5%, по другим - минус 0,5%, и все колеблется в пределах нуля. К тому же, учитывая качество нашей статистики, скорей всего, ничего не изменилось". Стагнация - по сравнению с ростом посещаемости кинотеатров в предыдущие годы - все равно не подарок. Причина этого, по мнению Леонтьевой, кроется не в экономике, а, скорей, в демографии. Те, кто родился в девяностые и еще недавно был подростком, те, кто ходил в кино много и часто и делал кассу, выросли, а тех, кто пришел им на смену, значительно меньше, считает эксперт, называя ситуацию "демографической ямой". Главный редактор Filmz.ru Александр Голубчиков связывает снижение показателей с проблемами самой индустрии. В прошлом году с летних (премьерных) дат были сняты потенциальные голливудские хиты ("Форсаж 7", например) - из-за переноса самими производителями. Смотреть было, в принципе, нечего, что сказалось на кассе, говорит эксперт, отмечая, что если бы отечественные студии и прокатчики рискнули и поставили бы на лето свои фильмы, то заполнили бы пустоты и хорошо бы заработали. Причиной возможного снижения интереса публики к кинотеатрам Голубчиков видит и в безынициативности самих кинотеатров: "Слишком расслабились - не проявляют инициативу, не работают с аудиторией". В 2013 году в российский прокат вышло более 600 фильмов, в прошлом - 500. Кинотеатры отказывались брать небесспорные хиты, дистрибьюторы тоже не рисковали, говорят аналитики. Несмотря ни на что, отечественные фильмы в наступившем году должны пройти хорошо: заявлено много масштабных фильмов, фильмов-событий ("Битва за Севастополь", "А зори здесь тихие", "Духless 2"). И убеждение в том, что голливудские фильмы так уж бесспорно выигрывают у российских громких проектов, - это миф, считают эксперты. Главное, заключает Александр Голубчиков, чтобы в репертуарную политику и график проката не вмешивалось министерство культуры: "они ничего в этом не понимают". Игорь Кузьмичев

Алексей Громов
WikiLeaks пригрозила опубликовать декларацию Трампа за него
Закрыть