Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Политика
Замкнутый круг реформирования: мэров и сити-менеджеров объединят

Замкнутый круг реформирования: мэров и сити-менеджеров объединят

14:12  22 Января 2015  /обновлено: 16:10  27 Октября 2015
213

Новый законопроект в своем первоначальном виде существенно отличался от того, который прошел второе чтение в Госдуме

Новый законопроект в своем первоначальном виде существенно отличался от того, который прошел второе чтение в Госдуме Депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении законопроект, позволяющий сити-менеджерам становиться мэрами городов. Причем муниципального главу отныне будет избирать не народ, а губернатор, который, кстати, участвует и в выборе кандидатуры городского административного управляющего. Таким образом муниципальная реформа прошла по кругу и замкнулась. Причиной тому послужили многочисленные конфликты «двухголовых» городских управленцев внутри тандема и между их командами, потому как задачи и возможности у хозяйственника и «говорящей головы» разные, а интересы местных политических и бизнес-элит, которые надо блюсти, остаются прежними. В итоге, несмотря на небольшой еще срок работы этой системы, власти новым законопроектом переделывают недавно принятый закон о разделении обязанностей, формально лишая избирателей права голоса при выборе главы родного города.

Вертикали ради, интересов для

Новый законопроект в своем первоначальном виде существенно отличался от того, который прошел второе чтение в Госдуме 20 января. В феврале прошлого года авторы документа предлагали всего-навсего лишить муниципальных депутатов возможности повторного участия в выборах советов, распущенных по их же вине. За год проект видоизменился кардинально – стараниями законотворцев из комитета по местному самоуправлению парламента совместно с сенаторами из Совета Федерации. В итоге в муниципальном законе в скором времени появятся еще два способа избрания руководителя городской администрации. «Первый позволяет главе муниципалитета, избранному муниципальным образованием из своего состава, возглавить местную администрацию. Его полномочия депутата при этом прекращаются. Второй – позволяет возглавить местную администрацию главе муниципалитета, выбранному депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией», - поясняет зампредседателя комитета по местному самоуправлению депутат Госдумы Виктор Казаков. В ныне действующих нормах муниципального законодательства существуют три варианта управления городом. Первый – традиционный, то есть, во главе городской администрации стоит всенародно избранный мэр со всеми своими привычными полномочиями. Остальные два – новаторские: либо спикер местного парламента избирается депутатами на должность неполноценного главы, который станет выполнять лишь представительские функции, a la «английская королева», а все материальные вопросы решает нанятый по контракту управленец; либо точно такую же урезанную версию городского управляющего выбирает население, а власти уже сами решат – кого нанять на распределение денежных потоков и решение насущных вопросов.

Зиц-председатели для кризиса

В конце 2014 года из 80 административных центров России лишь в 14-ти местным жителям оставили право выбирать полноправного мэра города. Большинство – 66 городов – перешли на тандемную систему управления муниципальным образованием с выборов наполовину урезанной версии главы администрации. Неоднократно отмечались конфликты при новой системе управления и между двумя главами, и невыполнение сити-менеджером своих должностных обязанностей. В трех городах федерального значения институт сити-менеджеров решили не применять – речь идет о Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В оставшихся 23 муниципальных образованиях приняли решение отменить систему прямого избрания мэров, отдав это право местным депутатам. Решение об использовании услуг управленца по контракту в большинстве российских городов власти объясняли тяжелой экономической обстановкой и углубляющимся экономическим кризисом. Однако на деле выходит, что сити-менеджеров в итоге используют как зиц-председателей – для отсидки. Об этом корреспонденту Федерального агентства новостей рассказал сотрудник администрации одного из городов Московской области. Предлагая альтернативные варианты систем управления муниципальными образованиями, федеральная власть не изменяет условия формирования городских бюджетов – основная их часть состоит из поступлений из регионального и федерального бюджетов в рамках финансирования целевых программ. А потому, даже имея сити-менеджера, регион не может соответствовать условиям свободного рынка и работать на перспективу. «Дело в итоге заканчивается поспешным освоением денег и составлением дорожной карты о выполнении той или иной программы – что сделано и что еще необходимо сделать, - объясняет собеседник агентства. – Первоначально вся эта история с сити-менеджерами выглядела как дополнительный контроль за местными и укрепление вертикали власти, в результате мы получаем окончательное упразднение института выборов на местах, правда, с перспективой очередного реформирования в ближайшем будущем». Лада Михайлюк

Алексей Громов
Закрыть