Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Мат в кино не должен становиться главной приманкой для зрителя

Мат в кино не должен становиться главной приманкой для зрителя

17:55  21 Января 2015  /обновлено: 16:13  27 Октября 2015
226

российские режиссеры

Именитые российские режиссеры, в числе которых Никита Михалков, Федор Бондарчук, Карен Шахназаров, Владимир Хотиненко и другие направили письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой отменить запрет на использование обсценной лексики в кино. В письме режиссеры высказали мнение о том, что "нецензурная брань является частью нематериального культурного наследия и традиционно используется в художественных произведениях для правдивости изображения героев, усиления эмоциональной окраски происходящих на экране событий". При этом деятели культуры отмечают, что фильмам, герои которых по сюжету матерятся, нужно выдавать прокатные удостоверения с возрастным ограничением "18+". Напомним, 1 июля 2014 года в стране вступили в силу поправки в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», в рамках которого запрещается прокат и показ фильмов, а также театральных постановок и в музыкальных композициях. Помимо этого, изменения диктуют новые правила дистрибьюции книгопродукции, которая содержит нецензурную лексику. Так, произведения, в которых присутствует матерная лексика, отныне распространяются лишь в непрозрачной запечатанной упаковке и с предупреждением «содержит нецензурную брань». В свою очередь известный российский переводчик фильмов и кинокритик Дмитрий «Гоблин» Пучков высказался о том, что в целом запрет на мат в кино является бессмысленным: каждый, подчеркнуто взрослый зритель, имеет право смотреть то кино, какое пожелает. «На мой взгляд, в свободном цивилизованном обществе граждане имеют право смотреть и снимать то, что они хотят, а далее должны быть созданы возрастные рейтинги-ограничения, чтобы на такого рода фильмы не смогли попасть дети», - сообщил он корреспонденту Федерального агентства новостей. По мнению спикера, существует целый ряд фильмов, в которых без нецензурной лексики обойтись просто невозможно. «Если, например, мы говорим о фильме, действие которого происходит во время Великой Отечественной войны, и его герой - контуженный боец выкрикивает матерное слово, разве фильм станет хуже после этого? Тем более, что такая ситуация действительно могла иметь место», - добавил эксперт. С другой стороны, история российского кино знает и такие примеры, где всякое отсутствие матерной лексики никоим разом не искажает художественный замысел картины. В качестве наиболее яркого примера фильма, где был соблюден баланс, Пучков привел пример сериала «Улицы разбитых фонарей», имевший огромную популярность среди россиян. Примечательно, что его сценарий был написан бывшим руководителем отдела уголовного розыска, и действия сериала разворачивается в подобном отделе, где, как заявил Дмитрий Пучков (который также является бывшим сотрудником органов внутренних дел) «матом разговаривают». Тем не менее отсутствие нецензурной брани не повлияло на успех фильма и не исказило художественный замысел картины. Что касается того, что современное российское кино принято сравнивать с советским, где обсценная лексика напрочь отсутствовала, то, по словам киноэксперта, «времена и культура меняются, и следовательно то, что было немыслимо 10-20 лет назад, сейчас является нормой». В свою очередь известный киновед Алексей Дунаевский также высказался против тотального запрета мата в кино. Тем не менее, он убежден, что режиссер не должен переусердствовать с использованием мата в фильме ради эпатирования своего потенциального зрителя. В качестве примера он привел Валерию Гай-Германику, известную тем, что герои ее картин довольно часто матерятся. «В очень неплохом фильме «Да и да» Валерии Гай-Германики, на мой взгляд, слишком много мата, он там абсолютно искусственен и не нужен. Это просто выглядит как способ шокировать публику на пустом месте», - сообщил он корреспонденту ФАН. "Зато картина Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда» обойтись без мата не может. В противном случае, фильм был бы нечестным по отношению к зрителю: режиссер исследует слой молодежи, который по-другому не разговаривает». По словам спикера, он, просмотрев картины с обилием нецензурной лексики, пришел к выводу, что в таком большом количестве, в котором она используется многими современными режиссерами, она не нужна. Тем не менее, речи о тотальном запрете матерной лексики в фильмах речи быть не может. Ася Алисултанова

Алексей Громов
Закрыть