Лента новостей
Поиск
loop
Общество
«Кредитный» закон защитит от банковских уловок, но не спасет от коллекторов

«Кредитный» закон защитит от банковских уловок, но не спасет от коллекторов

20:59  1 Июля 2014  /обновлено: 4:50  28 Октября 2015
239

Санкт-Петербург, 1 июля. Новый закон «О потребительском кредите» более четко регламентирует отношения банков и заемщиков, но не решает главные проблемы в этой области. Основные сложности во взаимоотношениях с банками у людей возникают из-за собственной безграмотности в сфере кредитования и невнимательности при заключении договора. Не спасет новый закон и от коллекторов. Так считает директор по правовым вопросам петербургской компании "Правовая гарантия" Евгений Глушаков. Закон «О потребительском кредите (займе)» был подписан президентом РФ 21 декабря 2013 года и вступил в силу 1 июля. Он должен сделать более прозрачными схемы кредитования, а также помочь людям избежать последствий некоторых уловок, к которым прибегают банки при выдаче кредита. По мнению эксперта, некоторые нормы нового закона соблюдались и раньше, просто теперь они прописаны на законодательном уровне и определен их четкий порядок. «В последнее время суды зачастую вставали на сторону заемщика. Получилось так, что судебная практика устраняла некоторые пробелы в законодательстве», — отметил Глушаков. Он добавил, что основная проблема с банками возникает из-за тотальной неграмотности населения в сфере кредитования. «Многие банки давно ушли от практики мелкого текста. Им и не нужно обходить данный пункт, поскольку большинство граждан нашей страны не читают условия договора либо читают их через строчку независимо от того, каким шрифтом напечатано. Нужно повышать грамотность населения в сфере кредитования, так как многие, кто берет кредит и даже читают договор, не понимают некоторые термины и положения договора», — считает Глушаков. Однако он отметил, что часть нововведений все же вносят в действующую практику существенные изменения и призваны защитить заемщиков от недобросовестных действий банков. Так, согласно новому закону, заемщик может «передумать» брать кредит без уведомления об этом банка в течение 14 и 30 дней в зависимости от категории кредита, и банк не вправе отказать. «Раньше человек должен был обязательно уведомить банк о своем решении досрочно выплатить кредит, теперь же он в течение установленного времени просто возвращает эту сумму банку и платит проценты только за фактическое время пользование кредитом. Если же с момента взятия кредита прошло больше времени, несколько месяцев, полгода, то человек также имеет право досрочно погасить кредит, но уведомив об этом банк не менее чем за 30 дней», — пояснил Глушаков. Однако он отметил, что некоторые банки идут на различные уловки, чтобы человек не смог досрочно погасить кредит, поскольку при этом банк теряет свои проценты. «Например, если человек отдает свое уведомление не под роспись, то в банке могут сказать, что не получали его и продолжать требовать выплату. Поэтому я рекомендую отдавать уведомление о досрочной выплате кредита только под роспись», — отметил Глушаков. Еще одна норма закона должна помочь заемщику избежать ситуации, когда сотрудники банка намеренно занижают сумму последней выплаты, чтобы через какое-то время потребовать погашения долга вместе с процентами. «Есть отдельная категория банков, которая после погашения кредита через какое-то время заявляет о том, что кредит погашен неполностью. Например, осталось 500 рублей, и за полгода начисляют на этот остаток неустойку в 30 тысяч. Теперь после предоставления потребительского кредита заемщик вправе получать по запросу один раз в месяц бесплатно и любое количество раз за плату информацию о размере текущей задолженности», — сказал юрист. Он добавил, что информация о просроченной задолженности должна предоставляться заемщику не позднее семи дней с даты возникновения задолженности. Еще одним важным нововведением Глушаков считает ограничение суммы неустойки за просроченный платеж. Так, до принятия закона банк сам устанавливал размер штрафа за каждый день просрочки, теперь же пени не могут превышать 20% годовых на сумму кредита или 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки при условии, что проценты на кредит не начисляются. «Раньше человеку приходилось через суд добиваться снижения штрафа за просроченный платеж и зачастую суд шел навстречу заемщику. Теперь же человек, опираясь на этот закон, может указать банку, что его действия неправомерны», — сказал Глушаков. Прописаны в новом законе и требования к деятельности коллекторов, которым теперь запрещено тревожить должников с 22.00 до 8.00 в рабочие дни и с 20.00 до 9.00 в праздничные и выходные.  Однако, по мнению юриста, коллекторы и до принятия закона не выбивались из этих временных рамок. «Проблема в том, что большинство людей не знают и не понимают, из какого именного коллектороского агентства им звонят и зачастую требуют выплаты несуществующих или спорных долгов. И коллекторы не спешат перевести общение с заемщиком в письменную форму, потому что чаще всего по факту им предъявить нечего. Я рекомендую вообще не вести беседы с коллекторами, а все переговоры вести только с банком», — сказал юрист. Любовь Лепшина

Алексей Громов