Поиск
Лента новостей
Закрыть
Общество
Путина попросили присвоить брянскому цирку имя Марицы Запашной
Общество
"Левиафан" Звягинцева: от "Рэмбо" к "Грузу 200»
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    "Левиафан" Звягинцева: от "Рэмбо" к "Грузу 200»

    14:57  13 Января 2015  /обновлено: 16:47  27 Октября 2015
    779

    Мужчина Николай живет с сыном от первого брака и прекрасной, преданной и умной женой в доме на берегу Баренцева моря. Земля, на которой стоит дом, приглянулась мэру. Мэр хочет - через коррумпированный суд - забрать землю. Николай зовет на помощь армейского друга, столичного адвоката. Тот приезжает с папкой компромата на мэра и начинает борьбу за справедливость. Остальное лучше, наверное, увидеть самим. Андрей Звягинцев - редкий для России режиссер, использующий универсальный, понятный всем (почти всем) язык. И даже смены тем, сюжетов и, так сказать, жанра ему тоже удаются без потерь. Заработав 11 лет назад дебютным "Изгнанием" репутацию нового Тарковского, Звягинцев постепенно дрейфовал от вневременных историй к условно социальным. Если прошлая "Елена" уже была четко привязана во всех смыслах к сегодняшнему дню, то нынешний "Левиафан" в этот сегодняшний день погружен по самую макушку. Короче говоря, можно, если не вдаваться в детали, сделать вывод, что режиссер спикировал от ИСКУССТВА, как его принято понимать у нас - с общечеловеческим посылом, гуманизмом и моралью - прямиком к низким истинам. К чернухе. Которая, конечно, дискредитирует страну, и отлично продается на Западе, чем, собственно, и вызван успех "Левиафана". Подобных отзывов о фильме (что "дискредитирует") полно. Унылые мантры типа "что всем этим хотел сказать автор?", "чему это кино учит" - действительно традиционная забава, которую объяснить можно не только повышенной возбудимостью, но и инфантильностью. Это детям в определенном возрасте важно, прежде всего, видеть черное и белое, а прочее неважно, - ведь черное - это плохо, а белое - хорошо. Полное отсутствие света в финале (упс, спойлер) "Левиафана", а также водка, мат, отбившийся от рук ребенок, продажные менты, отвратительное существо, называемое мэром, поп, представляющий собой помесь дьявола и психоаналитика, насилие, предательство, мужское братство, которое тьфу, а не братство, и снова водка - все черным-черно, а, значит, плохо. Плохой фильм. Ужасный. Какими нас увидит Запад? Ой-ой. Довлатов писал, что соцреализм со своей колосящейся рожью, благополучием и довольством сродни наскальному искусству первобытных людей - те, мол, тоже верили, что если нарисуют бизона, то будет, что покушать. Звягинцев бизона не рисует. Зато рисует Левиафана, чудище, отбирающее у главного героя все то, что он чудом - и видимо, незаслуженно, по мнению Левиафана (власти, системы, друзей, врагов, провидения), - получил: дом, любящую жену, друга. Может ли герой противостоять? Не может. Виноват он в этом? Нет (хотя другой герой считает наоборот - что виноваты все). Так вышло. Жизнь покатилась вниз, ее уже не остановить. Есть только море, оно неизменно, остальное - тля. Проблема этого фильма - верней, отношения к нему - в том, что он, при всей своей конкретике, не про сегодня. Это не "картина России 2014 года", не обличалка, не антирусское кино, не антипутинское. Не чернуха и не против церкви (хотя освежающий и неожиданный для "России 2014 года" антиклерикальный мотив в ней присутствует). Тянут, тянут в разные - левые и правые стороны - "Левиафана" себе, в свой стан условные "новые газеты" и "известия", государственники и либералы, киноакадемики и критики (отзыв британской Evening Standard: "У этого зверя нет зубов, Путин может спать спокойно"). Точней всех сформулировали в The Guardian, назвав фильм "величественным". Так и есть. Величественный (на грани с претенциозностью, как обычно у Звягинцева) "Левиафан". Не выбирайте себе чужое мнение. Посмотрите "Левиафан", фильм, который - если кому-то непременно требуются сравнения - стартует как образцовая американская инди-драма, продолжается как первый "Рэмбо" и оборачивается "Грузом 200». В конце концов, Роман Мадянов - это условный Филипп Сеймур Хоффман, Владимир Вдовиченков похаризматичней Сталлоне, а Алексей Серебряков... ну, он и в "Грузе" был. Мои личные фавориты - Мадянов, совершенно невероятная работа, потрясающая роль, и Елена Лядова, развившая сдержанный образ несчастливой жены, сыгранный ей же в "Географ глобус пропил" (жена Хабенского/Служкина) до инфернальных, еще более трагических высот. И да, сюжет взят Звягинцевым из американской жизни, - это история настоящего фермера, вступившего в борьбу с теми, кто хотел у него оттяпать принадлежавшее ему. Искусство, уж извините за общие слова, универсально. Игорь Кузьмичев

    Автор: Алексей Громов
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях