«Чернушная» Россия из «Левиафана» понравилась Западу

«Чернушная» Россия из «Левиафана» понравилась Западу

12.01.2015 14:16
3801

"Левиафан" Андрея Звягинцева имеет шансы получить "Оскар" Российский фильм «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева уверенно идет к «Оскару» - в ночь на понедельник, 12 января, картина, обойдя очень сильных конкурентов, завоевала престижную американскую кинопремию «Золотой глобус» (Golden Globe Award) в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Считается, что лауреат «Золотого глобуса» имеет все шансы получить и вожделенную статуэтку американской Киноакадемии. Претенденты на «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», будут объявлены уже 15 января. Фильм Звягинцева уже посмотрели во всех европейских странах, где картина вышла в прокат еще в ноябре прошлого года. В России «Левиафан», возможно, выйдет на экраны в феврале, при этом в соответствии с требованиями закона, россиянам, скорее всего, будет доступна «подправленная» версия, из которой будет убрана вся нецензурная лексика, которой изобилует речь героев фильма. Возможно, поэтому никого не удивила новость, что буквально за два дня до объявления победителей «Золотого глобуса» «Левиафан» «утек» в сеть и стал доступен для скачивания через пиратские торренты. В этом даже заподозрили хитрый маркетинговый ход, который должен был поднять градус дискуссии вокруг «неоднозначного» фильма. Известно, что создатели фильма достаточно спокойно отреагировали на то, что «Левиафан» стал доступен в Интернете еще до российской премьеры. Как заявил «Русской службе новостей» продюсер «Левиафана» Александр Роднянский, авторы фильма не будут преследовать тех, кто нелегально скачивает картину. По словам Роднянского, такие «казусы» весьма часто происходят с фильмами, претендующими на «Оскар». «Мы рады, когда спорят о фильме. Аудитория отреагировала позитивно, а мы боялись, что картина поляризует наше российское общество», — отметил Роднянский. Надо сказать, многим посмотревшим «Левиафан» фильм показался весьма спорным, очень тяжелым и даже беспросветным, из серии таких, которые принято называть «чернухой». Название «Левиафан» отсылает зрителей к истории библейского персонажа Иова, у которого Бог отнимает всё, что тому дорого. В трактовке Звягинцева для местного «Иова»-Николая (блестящая работа Алексея Серебрякова) таким «Левиафаном» становится государство в лице местного мэра, коррумпированных правоохранительных органов, прислуживающей власть предержащим церкви, а также беспросветная «российская судьба». Ранее сообщалось, что, несмотря на то, что министерство культуры «причастно» к финансированию «Левиафана», картина не понравилась главе Минкульта Владимиру Мединскому. «Мы показали картину господину Мединскому, он сказал: в России так не пьют», - рассказал журналистам Звягинцев. Как отметил режиссер, Мединский донес до него мысль, что искусство, должно обнадеживать человека, быть духоподъемным, говорить людям, что всё хорошо. Кроме того, по мнению министра, фильм ничего не потеряет в художественной выразительности, если из него уберут мат. «Левиафан» не пострадает от того, что из него вырежут мат. Фильм талантливый, но он мне не понравился», — заявил журналистам сам Мединский. Ранее Звягинцев несколько раз говорил, что категорически возражает против того, чтобы из фильма убрали нецензурные выражения, поскольку, по его словам, Россия разговаривает именно на таком языке. Есть видеозапись выступления Владимира Мединского на международной конференции «Крым» в Судаке в июне 2014 года. Тогда министр культуры также весьма критично высказывается о фильме «Левиафан». В частности Мединский упрекнул создателей фильма в том, что они просто «перелицевали» американскую историю, перенеся конфликт в русскую провинцию, и сделав сюжет гораздо более беспросветным, чем даже было в западном прототипе. Вот как отреагировали некоторые интернет-пользователи на слова Мединского по поводу «Левиафана»: - Все правильно сказал! Чем больше *овна на Россию выльешь, тем больше почета на Западе, - пишет один из комментаторов. - Посмотрел фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Краткое содержание фильма: в России жизнь - *овно, - вторит ему другой блогер. И таких отзывов немало. Больше по поводу «Левиафана» министр культуры публично не высказывался, однако 9 декабря в Петербурге на встрече с читателями в книжном магазине «Буквоед» Мединский заявил, что фильмы, дискредитирующие образ России, больше не будут получать государственного финансирования. Опубликованные «Фонтанкой.ру» слова Мединского мгновенно стали хитом Интернета: «В чем я не вижу смысла — это снимать киноленты на деньги министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу «Рашка-говняшка». Зачем? Какой-то государственный мазохизм». Мединскому даже пришлось извиниться за столь «неформальное» выражение, однако министр отметил, что своего мнения он менять не намерен. Сам Звягинцев не скрывал, что история, которую он взял за основу фильма, произошла отнюдь не в России. В основу «Левиафана» положена трагедия американского сварщика Марвина Химейера, который взбунтовался против попыток отнять у него землю под строительство цементного завода. Звягинцев узнал об этой истории в 2008 году и первоначально планировал снимать фильм в США на американском материале. Но потом режиссер познакомился с несколькими аналогичными сюжетами и решил перенести действие картины в Россию. В 2012 году к работе над фильмом подключился продюсер Александр Роднянский. Главную роль в картине исполнил Алексей Серебряков, который так проникся этой историей, что во время съемок жил отшельником, ни с кем не общаясь и полностью погрузившись в трагедию «русского Иова». Новость о присуждении «Левиафану» «Золотого глобуса» широко обсуждается в блогосфере. Вот мнение известного журналиста и кинокритика Диляры Тасбулатовой: «Последнее и главное на сегодня достижение России – успех «Левиафана». Ужас в том, что этот фильм – о том, что никакой такой «России» давно нет – это пространство ада...В «Левиафане» убивают, уничтожают, рушат, развратничают, воруют, насилуют страну под клерикальными знаменами, под, по сути, дьявольским извращением идеи Бога всемилостивого...Более точного диагноза и стране, и человеку как антропологическому ничтожеству, я давно не видела». Как всегда иронично, пародируя «голос возмущенной общественности», отозвался писатель Евгений Шестаков: «О фильме «Левиафан». Режиссер Звягинцев, умышленно злоупотребляя правдой, снял оголтело антироссийский фильм. Недрогнувшая рука «художника» поднялась не только на образ представителя власти, но и на стержневую пуповину нашего общества – Православие...Рядясь в тогу объективности, обласканный Западом режиссер потерял духовные берега и исподтишка подвывает хору недоброжелателей нашей Родины». В министерстве культуры к успеху «Левиафана» отнеслись положительно, даже, несмотря на то, что главе Минкульта фильм не понравился. - Как может министерство отнестись к тому, что российский фильм взял какую-то премию, особенно фильм, созданный при поддержке министерства культуры? – Наверно, всё-таки положительно», - отметила в разговоре с корреспондентом Федерального агентства новостей пресс-секретарь министра культуры РФ Марина Подкопаева. На вопрос, известна ли реакция на эту новость самого Владимира Мединского, представитель Минкульта ответила, что пока еще информации об этом не было. Новость о присуждении «Левиафану» «Золотого глобуса» корреспонденту ФАН прокомментировал известный российский режиссер Александр Сокуров. - Я фильм видел, и я не сомневаюсь, что фильм получит все награды, - отметил режиссер. - У этого фильма очень хороший продюсер. - Как вам кажется, то, что фильм критически осмысливает именно российскую действительность, сыграло роль в решении западных кинокритиков? - Мне кажется, это имеет определяющее значение в оценке картины. Это во-первых. Во-вторых – это же ремейк, повтор, это цитирование известного западного сюжета, поэтому это всё имеет значение. Это очень точная работа продюсера, который прекрасно понимал, как будет позиционироваться картина. Это по-настоящему выдающаяся работа продюсера. - Учитывая нынешние реалии, в том числе международные, нет ли в решении американских кинокритиков некоторой двойственности? - Нет. Ну какая тут двойственность? Взят американский сюжет. Это очень точный, идеально точный расчет, связанный с позиционированием будущего фильма, и серьезный режиссер, который всегда серьезно работает. Тут всё точно рассчитано именно на то, чтобы вырваться за пределы России. Это очень качественный, очень серьезный расчет. Математическая работа: всё точно рассчитано, всё очень точно расставлено, абсолютно всё стоит на своих местах. Это очень-очень серьезная и точная работа продюсера. - Вы говорите об Александре Роднянском? - Да. Роднянский, конечно - это крупная фигура, которая умеет играть на этом пространстве, на этом рынке. Он - единственный у нас, кто умеет играть на этом рынке. Потому что, если бы не усилия и не ум Роднянского, конечно, фильм никогда бы не вышел за пределы России, - отметил Александр Сокуров. Елена Янкелевич

Алексей Громов
Ученые назвали пять космических угроз жизни на Земле
Закрыть