Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Российское небо отдали на откуп иностранцам

Российское небо отдали на откуп иностранцам

16:22  1 Июля 2014  /обновлено: 4:52  28 Октября 2015
167

Российские авиакомпании с 1 июля могут принимать на работу иностранных пилотов: вступили в силу соответствующие поправки, внесенные в Воздушный Кодекс России. Российские авиакомпании, в первую очередь Аэрофлот, ранее неоднократно заявляли, что в стране наблюдается серьезный дефицит летчиков, особенно командиров воздушных судов. У профессиональных летчиков это решение вызывает в лучшем случае недоумение. Согласно принятым поправкам, отныне российское небо открыто для иностранцев, в основном это предложение, скорее всего, привлечет из СНГ. Принятые поправки предусматривают некоторые ограничения: до 2019 года устанавливается квота в 200 человек в год для иностранных пилотов. Иностранцы – командиры воздушных судов – смогут работать в России не больше пяти лет. Эти поправки в первую очередь порадуют Аэрофлот, который испытывает острую нехватку летного состава. Ранее крупнейший российский авиаперевозчик запросил у Росавиации квоту на 80 иностранных пилотов, которые могли бы работать командирами воздушных судов. По информации «Известий», пока это единственная такая заявка. Аэрофлот намерен направить иностранцев на региональные бюджетные маршруты, в том числе в ставший российским Крым. «С учетом существующего дефицита командиров воздушных судов (КВС), необходимости обеспечения собственных программ ввода в строй КВС из числа вторых пилотов — граждан РФ, реализации проектов, связанных с обеспечением региональных авиаперевозок (включая транспортную доступность Республики Крым), развития сектора бюджетных перевозок группе «Аэрофлот», осуществляющей около 40% авиаперевозок от общей доли российского рынка, требуется минимальная квота на привлечение иностранных граждан в количестве 80 КВС (74 КВС на воздушные суда Airbus A320 и 6 КВС на Boeing 737)», — цитирует издание текст письма гендиректора Аэрофлота Виталия Савельева, которое тот направил главе Росавиации Александру Нерадько. В пресс-службе Аэрофлота сообщили, что в настоящее время компания уже рассмотрела 174 заявки от иностранных пилотов из 32 стран, которые претендуют на должность командиров воздушных судов. Из них отобрано около двадцати кандидатов, которые прошли необходимые тренинги и тесты и с 21 июля готовы приступить к работе. Ранее в России действовал запрет на привлечение иностранцев в качестве командиров воздушных судов. Такой запрет содержался в ст. 56 Воздушного кодекса России. 20 апреля 2014 года президент России Владимир Путин подписал поправки к соответствующей статье Воздушного кодекса, которые отменяют запрет на пять лет. Полностью закон вступает в силу с 21 июля, и с этого момента иностранные летчики смогут сесть за штурвалы российских самолетов. Власти объясняют это решение тем, что в России динамично растет объем перевозок, в том числе в Крым, при этом наблюдается дефицит командиров воздушных судов, поскольку отечественные летные училища не успевают готовить достаточное количество соответствующих кадров. Вот, например, свежее объявление, размещенное на сайте Airastanapilots.com. «Набор пилотов. Авиакомпания ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии» приглашает пилотов. Мы предлагаем следующие условия работы: высокая заработная плата (для КВС до 500 тысяч рублей в месяц); погашение задолженностей по ученическому договору перед предыдущим работодателем в связи с досрочным прекращением трудового договора; материальная помощь при приеме на работу; инфляционно защищенный и стабильно высокий социальный пакет ( до 300 тыс. рублей на одного пилота), включающий: предоставление жилья иногородним сотрудникам, компенсация оплаты детских дошкольных заведений, программы санаторно-курортного лечения для работников и оздоровительного отдыха для их детей в период летних каникул... корпоративные авиабилеты для сотрудников и членов их семей (супруг(а), дети, родители) на рейсы «Аэрофлота» и более 80 компаний-авиапартнеров», - и т.д. Официальный представитель пресс-службы Росавиации Сергей Извольский оказался недоступен для комментариев в связи с вступлением в силу поправок к Воздушному кодексу. Многие российские летчики отрицательно относятся к решению заменить наших пилотов на иностранцев. Крайне резко на этот счет высказался летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. «Ой, вы мне на душу прямо давите, - эмоционально ответил летчик на вопрос корреспондента Федерального агентства новостей по поводу принятой поправки, - я как доверенное лицо еще президенту говорил, что этого не надо делать. Послушайте, у нас что, русских пилотов нет?! У нас что, русские – слабаки?! Где русская авиация, которая существует с 1903 года до сегодняшнего дня? Мы что, нуждаемся в алжирцах, немцах, итальянцах второсортных?  Из первосортных никто к нам не пойдет, потому что там зарплата 100 тысяч долларов у командира, а здесь у нас может быть 10 тысяч! Кто пойдет? Гастарбайтеры на авиалайнеры!» Толбоев уверен, что дело не только в уровне зарплат, по его словам, авиакомпании экономят на чем угодно, не желая вкладывать средства в воспитание своих пилотов российских пилотов. «Вы можете представить себе: если будет война – эти люди убегут отсюда, а наших нет. Мы должны своих готовить, а не покупать иностранцев: это не футбол, не бейсбол, не волейбол – это авиация. Я категорически против этого решения, это антипатриотично, это предательство России, российских национальных оборонных интересов. Поймите, я воин, я офицер русской армии, да мне это противно даже слышать», - эмоционально высказал летчик-испытатель свое отношение к принятым поправкам. Более сдержан в своих оценках был заслуженный пилот России Вадим Базыкин, который придерживается похожего мнения и также является противником допуска иностранцев в российское небо. «Понимаете, немцы ведь не пойдут к нам, те, кого ждем, хотя бы из тех стран, которые являются производителями самолетов Airbus, Boeing - они вряд ли пойдут, - считает Базыкин. - Они трудоустроены, а если и пойдут, то я не думаю, что лучшие, скорее наоборот. Конечно, основной приток будет из стран СНГ, это понятно. Здесь необходимо разобраться, почему это всё сделано. Понимаете, летчики в последние годы – это очень высокооплачиваемая профессия. Порядка от 200 до 400 тысяч рублей получает командир на большом "Боинге", либо на "Аэрбасе" или другом хорошем самолете. И когда профсоюзы начали «шевелить плечами», утверждать себя в этой жизни: давайте мы повоюем еще за отпуска какие-то, выходные дополнительные, и так далее, видимо, Минтрансу всё это надоело. Даже не Минтрансу, а авиакомпаниям. И ничего лучше не нашли, как заявить, что у нас провал в этой отрасли. А провал у нас знаете в чем? В наборе курсантов и студентов в учебные заведения. Поэтому там сейчас ожидается на следующий год провал, на этот тоже маленький провал брали любых…". "И начинаются такие разговоры, что летчикам достаточно учиться чуть ли не шесть дней, максимум год. Не понимают, а в чем разница между летчиком и врачом? Почему-то на врача надо семь лет учиться, а на летчика достаточно полугода? Это глупости. У летчика колоссальная ответственность, как известно, после катастроф выживают единицы. Поэтому у нас очень серьезное обучение. Мне кажется, сначала надо как-то трудоустроить наших молодых ребят, которые выходят из училищ и по три года не могут устроиться в авиакомпании. Например, из Академии гражданской авиации в Петербурге или из Ульяновска. Там родители жалуются: "Да что ж это? человек закончил училище, а устроиться ни в одну компанию не может". Объясняют разными причинами: дескать, не подтверждает четвертый уровень английского языка… Но ведь, наверное, самое основное – это не знание английского, самое основное – это пять лет, которые их учили ответственности. Учите их – так всегда было: молодых обучали в авиакомпаниях. Я отрицательно отношусь к этому решению, потому что опять всё делаем ради приезжих, а себя забываем», - резюмировал летчик. При этом Базыкин успокоил тех, кто опасается, что с приходом на наши авиалинии иностранных пилотов понизится безопасность российской авиации. По мнению заслуженного летчика, этого как раз опасаться не следует. «Здесь идут обыкновенные разборки, а это низко. С уровнем безопасности нашей авиации это никак не связано», - отметил он. Елена Янкелевич

Алексей Громов