Лента новостей
Поиск
loop
Россия
Иностранный легион: "Русский мир» как военно-политическая реальность

Иностранный легион: "Русский мир» как военно-политическая реальность

16:07  3 Января 2015
3658

Иностранный легион:

Вопрос о том, почему президент России одним из первых своих указов 2015 года (№ 3 от 02.01.2015) разрешил службу «в Вооруженных силах Российской Федерации и воинских формированиях» иностранным гражданам, по большому счету, остается открытым. Из текста указа следует, что иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет вправе проходить военную службу в РФ «солдатами, матросами, сержантами, старшинами — по контракту», при этом они «участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов», обязаны владеть русским языком, не быть осужденными, судимыми, находящимися под следствием или под «запретом на профессию». Первый контракт с иностранными гражданами может заключаться на пять лет. Достаточно интересно звучит также пункт о том, что «иностранный гражданин, проживающий за пределами Российской Федерации и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат или в воинскую часть, дислоцированную в месте его проживания». Поскольку воинских частей, дислоцированных за пределами РФ, чрезвычайно мало, а военных комиссариатов нет вообще, данный пункт может рассматриваться, что называется, «на перспективу», если таковые части и комиссариаты по какой-то причине появятся. Каких-либо льгот по приобретению российского гражданства иностранными гражданами, отслужившими срок контракта, текстом указа не предусматривается, так что напрашивающиеся параллели с французским Иностранным легионом не вполне обоснованны. Похоже на то, что все эти правовые новеллы каким-то образом связаны с новой военной доктриной РФ, утвержденной Владимиром Путиным буквально за неделю до настоящего указа — 26 декабря 2014 года. Напомним, что данная доктрина предусматривает куда более активную военную политику нашей страны, вполне сопоставимую с советскими временами, а это требует значительного увеличения численности вооруженных сил — по разным оценкам, до полутора миллионов человек вместо нынешнего миллиона, что проблематично по ряду причин как социального (престиж службы в армии, особенно в рядовом составе, по-прежнему невысок, что приводит к массовому уклонению от призыва, срок воинской службы по призыву сокращен до 1 года), так и собственно демографического характера. Сейчас в призывной возраст вступили, вступают и будут вступать российские граждане 1996-2000 годов рождения, которых катастрофически мало. Рождаемость в эти годы не превышала 9%, то есть составляла девять человек на тысячу населения, и по годам распределялась так: 1996-й - 1 304 638, 1997-й - 1 259 943, 1998-й - 1 283 292, 1999-й - 1 214 689, 2000-й - 1 266 800. Пренебрегая незначительной статистической разницей в рождаемости мальчиков и девочек, можно сказать, что потенциальных призывников в России не более 600 тысяч человек ежегодно. При этом весенний призыв 2014 года составил 154 тысячи человек, осенний — 154,1 тысячу человек, что соответствует половине мобилизационного потенциала. Иными словами, каждый второй гражданин РФ в ее вооруженные силы не призывается и военной подготовки не получает даже в нынешнем, усеченном виде. Соотношение контрактников и призывников-срочников в современной российской армии семь к трем, а довести его при нынешнем уровне призыва придется до 12:3, то есть налицо дефицит примерно полумиллиона военнослужащих-контрактников. Где их взять? Конечно, какую-то часть можно привлечь за счет повышения сумм по воинскому контракту, особенно в условиях социально-экономического кризиса, когда уровень реальных доходов «на гражданке» снижается, а безработица растет. Но рассчитывать на это всерьез ни в долгосрочной, ни даже в краткосрочной перспективе не приходится: экономика должна быть эффективной и конкурентоспособной, иначе никакой армии у государства не будет вообще. Единственным выходом из создавшейся ситуации выглядит привлечение к воинской службе в России граждан иностранных государств, к числу которых теперь относятся и все бывшие республики Советского Союза, где число русскоязычных и русскокультурных граждан, в том числе призывного возраста, достаточно велико. То есть, помимо чисто финансовых причин поступить на службу в российские вооруженные силы (к числу которых относится не только армия, но и, например, федеральная пожарная служба), у данного контингента имеются и нефинансовые, так что служить они могут не за страх или за выгоду, а за совесть. Что предельно ясно показало, например, развитие военно-политической ситуации на Донбассе. И некоторые нюансы президентского указа дают основание полагать, что опыт гражданской войны на Украине будет использован в практической оборонной политике нашей страны. Например, согласно п. 11 ст. 18, «военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не входят в численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов». Так что, помимо «отпускников», которые, как ни крути, де-юре являются российскими военнослужащими, в распоряжении военного руководства могут появиться и «приостановленцы», которые де-юре российскими военнослужащими уже не являются. Причем использовать их могут не только за пределами России, но и внутри страны, например, против «террористических» воинских и парамилитарных формирований, которые могут действовать в населенных пунктах, как это было сначала в Сирии, а затем на киевском «евромайдане». Кроме того, отменяются дополнительные отпуска, установленные для военнослужащих, «исполняющих обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (пп. в) п. 15 ст. 31 признан утратившим силу). А в случае нарушения военнослужащими и членами их семей (супругой, супругом, несовершеннолетними детьми) запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, такие военнослужащие подлежат увольнению из рядов Вооруженных сил РФ. Все это говорит о том, что «наверху» нынешнюю ситуацию и внутри страны, и за ее пределами рассматривают как чрезвычайно нестабильную и угрожающую интересам национальной безопасности. И предпринимают комплекс необходимых мер для противодействия этим угрозам, в том числе задействуя потенциал «большой России» или «Русского мира», который тем самым из абстракции превращается в конкретную военно-политическую реальность. Олег Щукин

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics