
Время покажет, кто именно те таинственные «валютные спекулянты», организовавшие атаку на российский рубль, которая более чем вдвое снизила его обменный курс по отношению к доллару США и евро.
Однако простой предварительный анализ показывает, что авторами и ведущими исполнителями были не мелкие торговцы валютой, а крупнейшие международные финансовые структуры, которые привыкли разорять целые страны, к своей выгоде исполняя глобальный «политический заказ». Соответственно, и наказание их «за жадность» будет далеко выходить за рамки уголовного преследования.
Угроза с Запада
Аналитики считают, что для проведения наблюдавшейся в ноябредекабре игры на понижение курса рубля было необходимо не менее чем 10–15 млрд долларов свободного капитала. Именно такую сумму в российских рублях нужно было направить на скупку американских долларов: вначале в течение нескольких месяцев готовя почву, а потом организовав
разовый обвал курса вплоть до 25% в день. Это долгосрочная финансовая спецоперация, чем-то напоминающая демпинг, требующий вложения немалых средств в разорение конкурента.
Подобным значительным свободным капиталом для сжатых во времени валютных операций не располагает ни одна из крупнейших из российских государственных компаний. Не считая того, что никто из топ-менеджеров и помыслить не может играть в подобные смертельно опасные игры. Даже все российские банки вместе не способны провести подобную консолидированную скупку долларов США и евро. Что говорить тогда о средних и мелких торговцах, и тем более о частных лицах, которые могут кинуться скупать валюту в обменных пунктах только под влиянием уже начавшейся паники?
Суммы, необходимые для полноценной и результативной атаки на рубль, при недостаточно умелом противодействии российских финансовых властей, есть только у крупнейших международных финансовых структур. Верхушка, элита валютных спекулянтов, именуемая «черным финансовым интернационалом», «финансистами-стервятниками», располагает десятками миллиардов долларов США.
Они тонко чувствуют конъюнктуру, их бенефициары и топ-менеджмент представляют собой слияние глобальных политических и бизнес-элит. В прямом сговоре или действуя скоординировано, они могут оказывать
давление на валютный рынок в сотни миллиардов долларов. В их возможностях атаковать не только национальные валюты крупнейших стран, но и международные, вроде евро. Без таких объемов свободных средств нечего и думать начинать игру.
«Средний уровень» валютных спекулянтов представляют международные и национальные банки различных стран, вообще кредитно-финансовые организации. Они в большей или меньшей степени регулируются государством и не могут чрезмерно рисковать. Их главная задача – не быстрая сверхприбыль, а хеджирование, подстраховка имеющихся средств, их защита от резких колебаний курсов валют. Возможные «дополнительные заработки» выступают, скорее, бонусом, чем главной целью.
«Нижний уровень» валютных спекулянтов «планктон», средние и малые компании, а также частные лица. Последние, как правило, чем-то по своим целям напоминают хедж-фонды, стараются главным образом сберечь накопления, а не сорвать спекулятивный куш. Это «пехота», в массе своей способная оказывать серьезное дополнительное давление на валютный рынок. Как правило, именно они в случае удачи получает наименьшую прибыль и несут большинство издержек от неудач.
Медвежья услуга Сороса
Итак, закоперщиками и главными организаторами атак на национальную валюту более-менее успешной экономики вроде нынешней российской могут выступать только крупнейшие международные финансовые структуры.
Последствиями атаки служит перераспределение богатств: организаторы обогащаются, а национальная экономика-мишень теряет золотовалютные запасы, темпы роста или вообще впадает в рецессию вплоть до краха технического или реального дефолта. Одновременно достигается планируемый параллельно геополитический результат.
Примеров тому в недавней истории немало. Классическим примером является «черная среда» 16 сентября 1992 года, когда
Джордж Сорос обрушил английский фунт стерлингов, курс которого по отношению к доллару США опустился на 15% и в общей сложности просел почти на 30% к декабрю. «Заработок» Сороса составил 1 млрд долларов, а политическим эффектом стало вынужденное решение британского правительства выйти из европейского механизма обменного курса ERM (European exchange rate mechanism). Великобритания в итоге так и не вошла в зону евро.
В 1997 году все тот же Сорос успешно атаковал национальные валюты стран Азиатско-Тихоокеанского региона Малайзии, Индонезии, Сингапура и Филиппин. Эти страны погрузились в глубокий экономический кризис и оказались отброшены в развитии на 10-15 лет назад. Лишь Китай благодаря экономической мощи и правильной тактике сумел эффективно противодействовать попыткам Сороса атаковать юань.
В 2010 году жертвой финансовых спекулянтов стал растущий евро. Ежедневный объем торгов евро составлял около 1,2 трлн долларов – в разы больше, но для результативной спекулятивной атаки оказалось, по версии Wall Street Journal, достаточно 40 млрд, находившихся в управлении SAC Capital Advisors и Soros Fund Management.
Джордж Сорос и ему подобные применяют «медвежью» тактику игры на понижение, реализуя свою «теорию рефлексивности фондовых рынков». Суть «ноу-хау» финансовых стервятников в
провоцировании финансовой паники, массового спекулятивного ажиотажа. Атака на национальную валюту заключается в последовательных информационных ударах через массовую прессу и аналитические издания в сочетании с реальными операциями спекулянтов, расшатывающих финансовый рынок.
Сороса и его последователей считают талантливыми координаторами, который осуществляют финансовые проекты групп могущественных международных финансистов Великобритании, Швейцарии и США, ядром которых считается семейство Ротшильдов. Объединение финансовых возможностей крупнейших международных финансовых структур формирует потенциал, необходимый для атак на национальные валюты.
Успех спекулятивной атаки на национальную валюту определяется состоянием финансово-экономической системы страны в контексте ситуации в мировой экономике. И, конечно, тем, какие рычаги есть у государственных органов страны-«мишени» и насколько они грамотно и решительно ими пользуются.
У Банка России и других финансовых властей есть все средства отразить эту атаку ценой тех или иных издержек. Подобно тому, как это ранее удалось коллегам в Китае.
Наказание валютных спекулянтов также не выглядит фантастикой и голословной угрозой. Другое дело, что оно может выражаться не в отбывании срока по приговору суда, а в банальных крупных убытках. Что является адекватным наказанием за беспощадную агрессивную жадность.
Павел Былевский