Лента новостей
Поиск
loop
Политика
Керченский мост повис в воздухе

Керченский мост повис в воздухе

18:38  15 Декабря 2014
2803

керченский мост

За воссоединением Крыма с Россией, громко названным крымской весной, вполне закономерно последовали и крымское лето, и крымская осень, а теперь и крымская зима. Ее начало было отмечено двумя знаковыми и взаимосвязанными событиями: визитом главы крымского правительства Сергея Аксёнова на керченскую переправу и отказом компании «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко участвовать в тендере на строительство Керченского моста, который, согласно распоряжению президента РФ Владимира Путина, должен быть сдан в эксплуатацию в 2018 году.

Чисто формально

Транспортная проблема — только одна из множества острейших проблем, которые необходимо решать, если «Крымнаш», а Украина — не наша. Так было, например, с первым Керченским мостом, который был построен в 1944 году из завезенных немцами материалов буквально за полгода в условиях военного времени. Правда, он и простоял только три месяца, после чего был разрушен льдами при зимнем шторме. Дело в том, что социально-экономическая инфраструктура бывшей «всесоюзной здравницы» и города-героя Севастополя десятилетиями создавалась с расчётом на постоянную подпитку полуострова водой, топливом, электроэнергией, продовольствием и прочими жизненно необходимыми благами. Подпитка шла через территорию Украины, и этот непреложный факт стал основой известного «подарка Хрущёва». Указ Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» от 19 февраля 1954 г., подписанный Климентом Ворошиловым и Николаем Пеговым, гласил, что данное решение принято, «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР». Для единого государства, которым являлся Советский Союз, формальная принадлежность тех или иных территорий внутри страны не имела никакого значения: например, в 1956 целая союзная республика, Карело-Финская ССР, была «поглощена» РСФСР — и об этом «подарке Хрущева», только России, сегодня предпочитают помнить разве что в Петрозаводске, который мог быть сегодня столицей независимого европейского государства, наподобие Риги, Таллина или Вильнюса… Тем более после смерти Сталина «экономическая целесообразность» внутри СССР стала торжествовать и над исторической памятью, и над чем угодно — достаточно вспомнить эпопею с водным хозяйством страны («мелиорация» с параллельным строительством гигантских водохранилищ) или с «неперспективными деревнями».

Вопрос политический и открытый

Учитывая нынешние отношения между Москвой и Киевом, вопрос о строительстве Керченского моста, помимо сугубо экономического (нужно обеспечить завоз всего необходимого для двухмиллионного населения полуострова, иначе незачем было весь огород городить), приобретает еще и явное политическое значение. Его строительство зафиксирует, что Россия Крым Украине не отдаст и что не будет претендовать на контроль над привычной с советских времен дорогой на полуостров. Эта дорога проходит по территориям Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областей на «Большую Новороссию» (Донецк и Луганск, то есть «Малая Новороссия», находятся в стороне). По этим вопросам никакой определенности в Кремле, судя по всему, еще нет и в ближайшее время не будет. Поэтому проект Керченского моста повисает в воздухе. Причины, судя по всему, политические, а не геологические, технологические или финансовые — в конце концов, даже миллиард долларов не проблема для нынешней России, а именно столько стоит самый дорогой проект моста через Керченский пролив. А уж перекинуть с берега на берег даже 15-20 километров моста сегодня несложно. К примеру, самый длинный в мире «водный» мост через залив Цзяочжоу имеет длину более 40 км, а в настоящее время Китаем строится почти 50-километровый мост между Макао и Гонконгом. Даже если приплюсовать к этому проекту необходимую модернизацию железнодорожных путей по обе стороны от моста (переход на две колеи, электрификация и т.д.), «неподъёмным» или экономически необоснованным всё это не выглядит. Потому что многочасовые и даже многодневные очереди автомобилей и поездов у парома в Крым и из Крыма — плохая реклама «крымской весны». Равно как удорожание идущих из России на полуостров товаров по сравнению с идущими из Украины. Причем это касается не только продовольствия, но даже ГСМ… Впрочем, все эти соображения и расчеты могут оказаться несостоятельными в случае, если «крымская весна» через нынешнюю тяжкую крымскую зиму продолжится «киевской весной». Так что вопрос о том, быть мосту из Кубани на Крым, по большому счёту, остаётся открытым. Владимир Винников

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics