Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Падение рубля подарит россиянам новые машины

Падение рубля подарит россиянам новые машины

12:44  5 Декабря 2014
2463

Завод Ford Sollers в Набережных Челнах

Одним из первых под удар упавшего рубля попал автопром, в том числе российские автозаводы, собирающие автомобили зарубежных брендов. Однако эксперты не видят предпосылок массового закрытия производств. Но для этого самому автопрому придется постараться, чтобы сохранить уровень продаж автомобилей хотя бы на прежнем уровне. О том, что российская автомобильная промышленность находится под угрозой, 24 ноября заявил заместитель главы Минпромторга РФ Глеб Никитин. Он отметил, что для развития отрасли девальвация национальной валюты несет серьезные риски. Даже временный рост производства – в октябре на 2,9% – не должен вводить в заблуждение. Например, автокластер Петербурга в октябре поставил «антирекорд», выпустив на 23% меньше автомобилей, чем годом ранее. По данным аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб», в течение 2014 года производство автомобилей в Петербурге снизилось на 7%, местные автозаводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai за десять месяцев выпустили 301 тысячу новых легковых машин.

Авторынок на "качелях" спроса

По мнению аналитиков агентства, спад производства возможен и в 2015 году. И это напрямую будет связано с девальвацией рубля. «Сейчас на авторынке такая ситуация: люди понимают, что деньги обесцениваются, и бегут быстрее покупать автомобили, чтобы остаться без денег, но хотя бы с машиной. Это тенденция последних месяцев. В настоящий момент происходит «выедание» продаж 2015 года. Так или иначе это отразится на автопроме в следующем году», – пояснил корреспонденту Федерального агентства новостей генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. По его словам, из-за этого в будущем году автозаводы будут вынуждены скорректировать производственные объемы в сторону уменьшения. «Если нет покупателей, готовых покупать автомобили, то совершенно очевидно, что автомобили не нужно производить в таком объеме», – констатировал эксперт. Аналитики «Финам» также прогнозируют снижение продаж: как в 2014 году, в сравнении с 2013-м, так и в следующем году. «Понятно, что отметка в 2 миллиона проданных автомобилей будет пройдена уже в ноябре, однако, в целом, по итогам 2014 года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей окажутся существенно меньше показателя продаж в 2013 году, когда он составил 2,78 миллиона штук. "Примерное количество автомобилей, которое будет продано в 2014 году, составит порядка 2,35–2,48 миллиона единиц», – рассказал корреспонденту ФАН ведущий эксперт "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Основными причинами снижения продаж аналитик называет усиление стагнации и ухудшение политической ситуации, которая напрямую влияет на экономику, и намерение покупателей приобретать товары долговременного пользования. Однако в противовес кризису в России традиционно работает другой фактор – неудовлетворённый спрос на автомобили. «По уровню автомобилизации, Россия отстаёт не только от мировых лидеров – США и Японии, но и от многих других стран, которые меньше нас в разы и собственной автопромышленности не имеют, так что нашему рынку есть куда расти. Поэтому, по мере преодоления кризиса, можно ожидать дальнейшего увеличения продаж автомобилей в России, что, безусловно, положительно скажется на автопроизводителях, как отечественных, так и иностранных», – оптимистически заключает Дмитрий Баранов.

Новые модели или массовые увольнения

В ноябре в СМИ появились сообщения о том, что автоконцерн General Motors закроет свой завод в Петербурге – якобы, «по политическим соображениям». Позже компания опровергла эти слухи, однако следует отметить, что в течение года на заводе GM несколько раз останавливался конвейер, а под сокращение попали 500 сотрудников из двух тысяч. Загрузить предприятие помог перенос на завод сборки всех моделей Cadillac с мощностей группы «Автотор» в Калининграде. И все же, несмотря на тревожные звонки, предпосылок для остановки автозаводов аналитики пока не видят. «Не стоит ждать закрытия заводов, этого не произойдёт, а в случае дальнейшего ухудшения ситуации государство поможет им, как это было в 2008-2009 годах», – считает Дмитрий Баранов. В то же время, по его словам, «автопроизводители и сами должны предпринимать посильные шаги по выходу из кризиса». «Это значит, что им потребуется повышать эффективность собственной деятельности, то есть надо будет сокращать издержки, оптимизировать оргструктуру и численность персонала, реализовать непрофильные активы, если они у них есть, повысить производительность труда», – перечисляет эксперт. В свою очередь, Михаил Чаплыгин уверен, что автоконцернам в условиях кризиса нужно быстрее обновлять модельный ряд, чтобы соответствовать меняющимся запросам покупателей. «Вот, почему у «Форд» и «Дженерал Моторс» всё плохо? Просто машины, которые выпускают (российские) заводы, не соответствуют рынку. Focus устарел, Mondeo, Astra, Cruze тоже. Конкуренты подтянулись, есть другие заводы, которые оттягивают на себя внимание потребителей ценой, дизайном машины. Нельзя говорить, что здесь только доллар виноват. Видимо, в производственных планах концерны просчитались. «Форд» будет выпускать новый Ford Focus в мае или июне, это такая запоздалая реакция концернов на рыночную ситуацию», – рассуждает гендиректор «Auto-Dealer-СПб». «С начала деятельности СП в 2011 году мы запустили в производство 8 моделей Ford и мы не собираемся сбавлять темпы. На заводе во Всеволожске в следующем году мы полностью обновим выпускаемый модельный ряд, в производство будет запущен новый Ford Mondeo и обновленный Ford Focus», – уточнили корреспонденту ФАН в пресс-службе Ford Sollers (представительство концерна Ford в РФ). Кроме того, компания заверила, что уровень локализации производства на ее российских заводах достигнет 60% к 2018 году. «Если в Санкт-Петербурге у нас уже сложился своеобразный кластер поставщиков, которые обеспечивают наше производство, то в Татарстане мы сейчас активно занимаемся формированием и расширением этого пула. К примеру, для субкомпактного кроссовера EcoSport, который на этой неделе начал сходить с конвейера на модернизированном заводе в Набережных Челнах, у нас уже локализовано около 30 компонентов», – сообщили в пресс-службе Ford Sollers. Завод Toyota в Санкт-Петербурге обновил модельный ряд уже в ноябре – здесь началось производство обновленной Toyota Camry. В следующем году производственные мощности завода планируют удвоить – с 50 тыс. до 100 тыс. автомобилей в год. Кроме того, начнется выпуск еще одно популярной модели. «В 2016 году на предприятии начнется производство второй модели – автомобиля Toyota RAV4. Инвестиции в проект составят около 5,9 миллиарда рублей. Общий объем инвестиций в предприятие в 2016 году достигнет 16 миллиардов рублей. На заводе будет создано около 800 новых рабочих мест», – рассказали ФАН в пресс-службе петербургского предприятия. Не теряют оптимизма и на заводах «АвтоВАЗ», несмотря на снижение продаж выпускаемых российским концерном машин в 2014 году на 18%. В ноябре президент компании Бу Андерссен заявил, что «АвтоВАЗ» планирует увеличить объемы производства в 2015 году примерно на 20% за счет новых версий Renault Logan, Renault Sandero и бюджетного автомобиля японской марки Datsun. Оксана Дроздова

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics