Националистические идеи начали стремительно возрождаться на Украине в последние годы СССР.
Президент России Владимир Путин обозначил денацификацию Украины в качестве одной из целей продолжающейся на ее территории спецоперации. В связи с этим возникает ряд вопросов касательно способов выполнения данной задачи.
Кандидат исторических наук, научный руководитель «Центра этнических и международных исследований» Антон Бредихин в комментарии для ФАН объяснил, насколько глубоко в украинском государстве укоренилась националистическая идеология, а также поделился своими предположениями касательно адекватного подхода к денацификации страны.
Актуальность проблемы национализма на Украине для российского руководства подтверждается самим началом специальной операции. В настоящий момент основная группировка ВСУ скована боями с корпусами ЛДНР, в то время как Армия России продвигается на южном, северо-восточном и северном направлениях, блокируя крупные города.
Силы народных республик при поддержке России выходят на административные границы Донецкой и Луганской областей. Тем не менее обстрелы населенных пунктов ЛДНР со стороны ВСУ и нацбатов продолжаются, а подавление соответствующих огневых средств осложнено их размещением в жилой застройке.
Действующие на юго-восточном направлении украинские националистические батальоны оказывают ожесточенное сопротивление, что связано как с их идеологическими установками, так и с безысходностью: они понимают, что силы ЛДНР оперируют собственными представлениями о справедливости в отношении военных преступников из нацбатов.
Говоря об украинской националистической идеологии, Антон Бредихин отмечает, что она не ограничена рамками театра боевых действий. Эти идеи присутствуют в жизни государства, они заложены в текущую государственную идеологию, в чем и заключается основная сложность денацификации. Очевидно, Владимир Путин указывал на то, что необходимо менять весь политический режим на Украине, считает эксперт.
«Вопрос более глубокий, нужно переформатирование власти, а затем - образования, сферы культуры, которые во многом пропагандируют антироссийский образ жизни и из которых вытесняется русский язык. Поэтому, безусловно, операция имеет более глобальный масштаб и затрагивает большее число сфер, нежели только военную. Я думаю, что после завершения военной части будет переход к политической части, а затем - к другим идеологическим составляющим общества», - отмечает он.
Следует напомнить, что Кремль не раз отрицал саму возможность оккупации Украины. Но собеседник ФАН считает, что украинцы сами не смогут выстроить новую политическую модель, так как в противном случае они бы это давно уже сделали. Здесь украинскому народу, вероятно, могла бы понадобиться помощь РФ.
«Необходима поддержка [Украины] в формате союзного государства. Не в том виде, в котором это сейчас представлено между Россией и Белоруссией . Я имею ввиду нормальный конфедеративный формат и соответствующее участие Украины в нем. Опять же, ее интеграция в Евразийский союз, ОДКБ», - считает эксперт.
Таким образом, последовательные шаги, которые вовлекут Украину в тесные взаимоотношения с Россией, могут способствовать ее денацификации при сохранении суверенности государства, институтов внешней и внутренней политики, заключил собеседник.