Передача Западом Украине ПЗРК способствует росту террористической угрозы в мире

Общество

Поставки оружия с украинской территории джихадистам уже были зафиксированы в 2015 году.

1 февраля, выступая перед представителями СМИ накануне своей поездки в Киев, глава польского правительства Матеуш Моравецкий сообщил о готовности Варшавы, помимо прочего «оборонительного вооружения», передать Киеву польские переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) Grom. На следующий день министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак уточнил, что Украина может получить усовершенствованный вариант ПЗРК Grom, известный как Perun.

С оглядкой на действия польской стороны, можно констатировать, что процесс насыщения ВСУ иностранными ПЗРК, стартовавший с получения из Прибалтики американских FIM-92 Stinger, продолжается. И вот тут впору задаться вопросом, зачем ВСУ понадобились иностранные ПЗРК?

Ну, то есть понятно, зачем такие поставки нужны Западу.

Во-первых, армии стран НАТО разгружают свои склады от зенитных ракет, чей срок гарантийного хранения близок к исчерпанию, превращая передачу ПЗРК Украине в предельно дешевый вариант утилизации вооружения «не первой свежести».

Во-вторых, натовцы получают в свое распоряжение пиар-эффект: «Смотрите, какие мы отзывчивые по части военной помощи Украине, денно и нощно ожидающей агрессии со стороны России».

Но, повторюсь, самим-то украинским военным зачем понадобились ПЗРК иностранного производства?

Ответ на самом деле довольно прост. Потому что с исправностью собственных ПЗРК в ВСУ наблюдаются большие проблемы.

В наследство от СССР украинской армии в 1991 году досталось немало ПЗРК «Стрела-2М» (принят на вооружение в 1970-м) и «Игла-1» (принят на вооружение в 1981-м). Согласно советским нормативам, гарантированный срок хранения ракет для ПЗРК в самых лучших условиях, то есть в заводской укупорке и в теплом помещении, не превышал десяти лет. Хранившиеся в арсеналах ВСУ ракеты для ПЗРК были по большей части выпущены еще до 1991 года, да и держались многие из них отнюдь не в «тепличных» условиях. Соответственно, исправность имеющихся в ВСУ ЗУР для ПЗРК уже к 2001 году оказалась под большим вопросом.

Меж тем Киев не имел ресурсов для сколь-нибудь крупного обновления имевшихся в украинской армии ПЗРК. ВПК Украины не располагал ни одним предприятием с полным циклом производства ПЗРК. Время шло, количество исправных ПЗРК на Украине сокращалось, а те, что еще оставались на вооружении ВСУ, стремительно устаревали, и замены им не было. То есть 2022 год украинская армия встретила с советскими ПЗРК, которые мало того что устарели, так еще и их ракеты пролежали на складах минимум в три раза больше времени, чем это допускают нормативы!

Вот вам причина, которая заставила ВСУ выпрашивать на Западе ПЗРК.

Поставка Западом Киеву ПЗРК на реальный рост боевого потенциала ВСУ повлияет мало. ВВС у ЛДНР отсутствуют, а против используемых защитниками народных республик небольших беспилотников ПЗРК практически бесполезны.

Зато на что иностранные поставки ПЗРК Незалежной действительно повлиять могут, так это на рост террористической угрозы в мире. Напомню всего два факта. Первый - в 2007 году Польша отгрузила в Грузию 30 ПЗРК Grom, которые спустя год начали всплывать у боевиков в Чечне. Второй - в 2015 году были зафиксированы контрабандные поставки с украинской территории ПЗРК джихадистам. Как мы видим, шансы на то, что отправленные Западом на Украину ПЗРК затем окажутся в руках радикалов, отнюдь не нулевые.