Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Эксперты придумали, как обратить интернет на пользу детям

Эксперты придумали, как обратить интернет на пользу детям

18:35  2 Декабря 2014  /обновлено: 19:08  27 Октября 2015
728

Эксперты предлагают идти по пути развития позитивного контента

Эксперты предлагают идти по пути развития позитивного контента Защита детей от негативного влияния интернета приобретает для гражданского общества все большую актуальность. На пресс-конференции, посвященной итогам Всероссийской научно-практической конференции для работников образования «Цифровое детство. Социализация и безопасность», эксперты поделились основными наработками в данной области. «Не секрет, что мечта взрослых — обезопасить детей, избавив их от негативного воздействия бесправного контента, который связан с распространением информации о наркотиках, порнографией, с актами ненависти. Но с другой сторону, современные дети уже не могут жить без интернета. И либо мы пойдем по пути запретов, но запретный плод как известно сладок, либо мы вместе пойдем по пути развития позитивного контента», — заявил директор Федерального института развития образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов. И задался вопросом: «Не возникает ли сегодня в виртуальном мире необходимость нести виртуальную ответственность?» Декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, главный ученый секретарь президиума Российской академии образования Юрий Зинченко представил результаты кропотливой исследовательской работы, которая была выполнена для разработки рекомендаций по правоприменительной практике Федерального закона №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года. В частности, выявлены серьезные несоответствия возрастной классификации в законе реалиям — уровню развития ребенка. Эксперт отметил, что основной акцент в законе сделан на «запретительную и карательную функцию», но это не может оградить детей от воздействия негативной информации интернета. Поэтому коллектив исследователей рекомендовал пересмотреть положения закона, сосредоточив его действие «на развитии конкурентоспособного контента, который бы постепенно вытеснял все остальное», чтобы «закон определял не то что нельзя, а то что нужно и полезно». Данные последних исследований показывают, что 90% детей обязательно заходят в интернет, и каждый третий ребенок находится в пространстве от 3 до 5 часов ежедневно. А каждый шестой ребенок тратит от 5 до 8 часов. По мнению директора Фонда развития интернета, заведующей кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова Галины Солдатовой, такая тенденция будет сохраняться и дальше. Более того, «эти цифры постепенно будут увеличиваться». Именно этим, собственно, и объясняется растущая обеспокоенность родителей, которые ищут возможности избавить своих детей от интернет-зависимости. Эксперт заключила, что «сегодня мы уже должны говорить не об интернет-зависимости, а о том, что это новый образ жизни, в котором действует такой инструментарий коммуникации, информации, потребления как интернет, который стал частью нашей жизни и полноправно присутствует между ребенком и внешним миром. Таким образом, мы уже можем говорить, что это значимый фактор социализации детей. И мы не можем его сбрасывать этого со счетов». Рассматривая проблему в этой плоскости, аналитики подчеркивают, что нам необходимо вместо запретов учить не только детей, но и взрослых компетентному обращению с таким инструментом как интернет. Российские подростки обгоняют родителей по частоте использования интернета. Ежедневно пользуются интернетом 89% подростков и 53% родителей подростков. Причем 17% всех опрошенных родителей отметили, что не пользуются интернетом вообще. В частности, в последнем исследовании «Цифровая компетентность подростков и родителей» отмечается, что «одним из серьезных препятствий на пути сетевого гражданства в России является распространенная среди подростков и взрослых иллюзия собственной цифровой компетентности. Большинство подростков (80%) и половина родителей (50%) демонстрируют высокую уверенность в использовании интернета, что создает ложное убеждение в достаточной или даже высокой компетентности российских интернет-пользователей». Как отметила Солдатова, по уровню цифровой компетентности наши дети из 100 пунктов получили где-то 34, а у родителей и педагогов уровень еще ниже. «Интернет-социализация и освоение интернета происходит стихийно. И на самом деле крайне нуждаются с точки зрения повышения этого уровня компетентности. И самый высокий уровень безопасности будет у того человека, у которого будет самый высокий уровень цифровой компетентности. Таким образом, задача образования - поднять уровень цифровой компетентности, в первую очередь учителей. И с их помощью поднимать уровень детей». Эксперт отметила, что задачи повышения цифровой компетентности взрослых людей и подрастающего поколения «должны быть разделены государством и школой с интернет-компаниями, практикующими политику социальной ответственности и имеющими высокую профессиональную репутацию в интернет-сообществе». Переводя тему в практическую плоскость, эксперты привели примеры успешной реализации проектов в области привития навыков безопасного интернета. Один из активных участников этих проектов – компания МТС, которая в партнерстве с рядом образовательных организаций реализовала проект «Дети в интернете», в котором основной акцент был сделан на развитии именно безопасного интернета. Другой пример – совместный проект департамента информационных технологий и департамента образования Москвы «Школа новых технологий», который реализуется сегодня на базе 220 столичных школ. Особое внимание эксперты обратили и на объявленный конкурс «Интернешка», который, по словам директора департамента корпоративно-социальной ответственности группы МТС Елены Серегиной, нацелен «на популяризацию правильного и здорового отношения к интернету». Завершая встречу, Александр Асмолов призвал обернуть использование интернета на пользу детей, приобщив его к образовательному процессу, чтобы избежать опасности превращения «наших детей в манкуртов или деревянных солдат Урфина Джюса». Сергей Бендин

Алексей Громов
Закрыть