ФАН подвергся DDoS-атаке. В настоящее время сайт работает в ограниченном режиме.

Громко жует и прихлебывает чай: как поставить «сложного» коллегу на место

Общество

Как защитить свои границы и сделать совместную работу с таким коллегой более продуктивной, рассказала психолог Александра Миллер.

Почти у каждого на работе наверняка есть коллега, которого сложно терпеть. Кто-то слишком громко жует или прихлебывает чай, топая при этом ногой. Кто-то все время хрустит яблоком или громко говорит по телефону, не забывая при удобном случае хлопнуть ящиком стола. Встречаются и вовсе неуравновешенные экземпляры, способные наорать на всех лишь потому, что им не дали выключить свет или открыть окно. В любом случае вряд ли можно назвать удовольствием работу с теми, кто ведет себя раздражающе, непрофессионально или попросту грубо. Как защитить свои границы и сделать совместную работу с такими коллегами более продуктивной? Ответы на эти вопросы в беседе с ФАН дала практикующий психолог и сексолог Александра Миллер.

- Что делать, если среди коллег на работе есть вспыльчивый человек, который может оскорбить, наорать, если, например, ему хочется выключить свет или открыть окно, а другим этого не хочется, - да и вообще ведет себя так, словно он один в кабинете?

- Во-первых, на неадекватное поведение людей лучше никак не реагировать, потому что они, как правило, представляют собой демонстративный тип личности, который все делает, чтобы обратить на себя внимание. Во-вторых, не со всеми коллегами можно и нужно выяснять отношения, не все умеют слышать и существовать в коллективе, не вредя ему, поэтому в исключительных случаях лучше решать конфликтные вопросы с помощью руководства.

- Как нужно вести себя с коллегой, который нарушает твои границы и делает только то, что ему комфортно, например ковыряется в носу, громко чавкает, употребляя пищу за компьютером, или громко смеется, когда смотрит в наушниках фильм?

- Что касается отстаивания своих личных границ, о них нужно заявлять прямо и сразу, поведением, речью и т. д. Тут затронут вопрос внутренней целостности человека, его уверенности в себе. Одних агрессор обходит за десять километров, а других шпыняет при каждом удобном случае. Здесь мы можем затронуть тему виктимности, синдром жертвы. Так вот, люди с таким синдромом невольно провоцируют негативное к себе отношение. Суть в том, что они подсознательно его и ждут, ждут вообще всего плохого от жизни, от коллектива, a кто очень ждет, обычно дожидается. Не нужно стараться никому понравиться, это главный критерий всех харизматичных личностей, которые в итоге нравятся всем.

- Выходит, что коллега-«пограничник» - харизматичная личность и делает, что нравится - чавкает, сморкается, ковыряется в зубах, громко разговаривает по телефону… То есть это нормально?

- Нет! Работая в коллективе, каждый должен понимать, что существует определенный порядок, этические нормы и правила, при нарушении которых это общество рано или поздно тебя вытеснит, тебе самому станет в нем некомфортно. Поэтому все либо играют по правилам группы, либо нет - как дети, ведь если кто-то не согласен с правилами, все дружно заявляют, чтобы он отправлялся домой, а во взрослом возрасте - увольняют. Дети взрослеют, а суть не меняется. Стоит почитать Эрика Берна «Люди, которые играют в игры».

- Есть ли общий совет, как оздоровить атмосферу в коллективе?

- Для того чтобы атмосфера в коллективе была более теплой, нужен хороший HR-менеджер, который будет проводить различные корпоративные игры, устраивать совместные походы на выставки, на природу и т. д. Вне работы люди раскрываются совершенно иначе, с другой стороны, таким образом сближаются, и весь коллектив становится более дружным, а атмосфера - более теплой. Когда в таком коллективе есть еще и хороший руководитель, который грамотно ставит задачи и организует рабочий процесс, компанию непременно ждет успех. Нормальная атмосфера в компании всегда позитивно воздействует не только на психику каждого работника, но и на иные показатели компании.

Если климат позитивный, то выделяются следующие признаки: доверие между коллегами и к начальству, чувство стабильности, защищенность;

* всеобщая готовность справляться с трудностями;

* оптимизм;

* приятное взаимодействие между работниками;

* симпатии и поддержка между сотрудниками;

* уверенность, внимание, настроенность на компромисс;

* допустимое свободомыслие, желание развиваться.

При противоположном положении вещей возникают отрицательные последствия, которые могут быть даже необратимыми.

Ранее бизнес-тренер, коуч топов и команд Ирина Аветисян в интервью ФАН подробно рассказала, как сформировать благоприятный психологический климат в коллективе.