Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Табак и алкоголь в ларьках: награждение посмертно

Табак и алкоголь в ларьках: награждение посмертно

16:36  28 Ноября 2014
736

Сигареты вернутся в мелкую розницу? Табак и алкоголь могут вернуться в уличные ларьки. В Минпромторге считают, что это позволит увеличить количество торговых площадей и рабочих мест, хотя проблема и требует детальной проработки. Вопрос о возобновлении продажи пива и сигарет в ларьках предстоит обсудить рабочей группе, которую собираются создать в министерстве промышленности и торговли. К обсуждению инициативы привлекут Минздрав, Росалкогольрегулирование, а также общественные организации, защищающие интересы малого и среднего бизнеса. В пользу возвращения продажи алкоголя и табака уже высказались в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев  предложил составить минимальный набор продукции для обеспечения рентабельности малых форм торговли. Торговля пивом и сигаретами является бюджетообразующей для малых предприятий в сельской местности, напомнил он. Председатель совета ассоциаций  малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей напомнил, что для ФАС это продуманная позиция: "Естественно, предложение ФАС я поддерживаю. Это не внезапное предложение, у антимонопольщиков подобная позиция давно. Главное в ней: только мелкая розница может составить конкуренцию сетям. В противном случае, и мы это наблюдаем, сети становятся монополией, выкручивают руки всем с крайне неприятным результатом, как для населения, так и для государства в  целом. Свежий пример с введением торгового сбора - Путин же на съезде "Народного фронта" объяснил, откуда ноги растут: московские власти показали данные, что сети налогов не платят. Поэтому позиция ФАС для меня не новость".

У народа нет времени выпивку покупать в одном месте, а закуску в другом

"Но есть нюанс: речь не идет о том, что табак и алкоголь дают основную выручку. Совсем не так. В Санкт-Петербурге еще в конце нулевых годов мы просчитывали, и оказалось, что в среднем подакцизные товары в объеме выручки составляли до 15 процентов. Но главное в том, что они обеспечивают комплексность ассортимента, и за счет этого формируется до трети выручки. Вот у меня времени нет, и я зайду в одну торговую точку, где куплю все что мне надо: хлеб, масло, сигареты… Если нет сигарет, то я сюда и не пойду, потому что мало времени. Как одна чиновница выразилась: «У народа нет времени выпивку покупать в одном месте, а закуску в другом», - напомнил Алексей Третьяков.

В строгом соответствии с Марксом

Почему к этому начали возвращаться сейчас? "Причин я вижу несколько, - сказал эксперт. - Первое: все эксперты говорят, что торговый сбор убьет мелкую розницу, и это попытка подсластить пилюлю: мы вам теперь разрешаем подзаработать. Второе. Продуктовое эмбарго вскрыло, что у нас продовольственная безопасность утрачена. Надо разворачивать собственное сельхоз- и пищевое производство. Но опять видим, что сети заблокировали российскую продукцию. Вместо неё ввозят масло из Чили, даже Украина, несмотря на войну, в четыре раза увеличила экспорт яблок, которые, правда, здорово похожи на польские. А турки так вообще в 72 раза увеличили экспорт персиков, которые тоже напоминают те, что мы ввозили из Греции и Испании. Получается, в любом случае, сети опять действуют в своем тренде, плевали они на национальные интересы, в строгом соответствии с Марксом: "Нет того преступления, на которое капитал не пойдет ради 300 процентов прибыли».  Поэтом у вполне возможно, что предложение вернуть сигареты и алкоголь в мелкую розницу это "фига" в сторону сетей: ребята, мы вам выращиваем конкуренцию, если не одумаетесь, - рассуждает представитель малого и среднего бизнеса".

Кому от этого легче?

"Это хорошо не только для малого бизнеса, это хорошо для нас с вами. На днях опубликованная статистика показала, что запрет на реализацию алкоголя в малой торговле не привел к снижению объемов потребления, они только выросли, - говорит Алексей Третьяков. - Просто произошло некое перераспределение по группам в пользу вина, и на практике доказали то, что эксперты теоретически заявляли с самого начала: объем потребления алкоголя связан не с доступностью его продажи, а  социальными условиями жизни. Иными словами: люди напиваются не потому, что купить можно, а потому что напиться хочется. Потребителям эта конкуренция в торговле даёт снижение цен, рост качества товаров на фоне хоть какой-то альтернативы сетям. Для нас, потребителей, это удобство, потому что больше точек, где мы можем купить комплексный ежедневный набор товаров. Ну, и, наконец, это налоги в бюджет". "Только нужно резко усилить борьбу с нелегальной торговлей", - подчеркивает Третьяков. -  Потому что это опять же недобросовестная конкуренция, отсутствие налогов, это наша безопасность, потому что кто его знает, что вы там купите, из какого подвала поступила бормотуха, которая там продается, в какой ванне эту спиртягу разливали, и вообще, не метиловый ли спирт? Речь идет как об абсолютно нелегальной торговле, так и о полулегальной, которая во многом стоит на "договоренностях" с чиновниками районного уровня, а другие чиновники в погонах стараются не смотреть в эту сторону и не особо проверять, как этот киоск здесь появился, как он подключился к электричеству и т.д.", - рассуждает собеседник ФАН.

Наказание невиновных и награждение непричастных

"Есть во всем этом одна серьезная проблема: она связана с грядущим изменением налогов по торговым сборам. Многочисленные расчеты разных органазаций показывают одно и то же: несмотря на то, что торговый сбор возник как реакция властей на торговые сети, которые категорически налоги не платят, - реально плательщиком назначили малый бизнес. Понятно, что олигархические транснациональные сетевые корпорации от этих налогов уйдут точно так же, как от предыдущих. А малый торговый бизнес новые сборы убьют. Поэтому я, честно говоря, боюсь, что эти послабления – то же самое, что награждение посмертно. Приятно, конечно, но…", -  невесело пошутил Алексей Третьяков. Как известно, продажа пива и сигарет в ларьках запрещена с 1 января 2013 года. Инициатива вернуть сигареты и пиво в киоски принадлежит Федеральной антимонопольной службе. Первое заседание рабочей группы по обсуждению этого вопроса пройдет в декабре. Ирина Смирнова

Алексей Громов
Новости партнеров

mediametrics