Лента
25 января 23:14
Все новости
Американский атомоход мог столкнуться с неизвестной подлодкой в Южно-Китайском море
Global Look Press  /  US Navy

В профессиональных военно-морских изданиях вот уже две недели обсуждается столкновение американской атомной подводной лодки SSN-22 Connecticut с неопознанным объектом, которое произошло в Южно-Китайском море на глубине боевого патрулирования — это около 50 метров. Американский атомоход в результате удара получил серьезные повреждения носовой части корпуса, а у 11 членов экипажа оказались травмы легкой и средней тяжести.

В иностранных изданиях сообщается, что экипаж подводного корабля сумел всплыть на поверхность и осмотреть повреждения, после чего было принято решение в надводном положении идти к военно-морской базе Апра, расположенной на острове Гуам, куда лодка и прибыла 8 октября. Особо отмечается, что экипаж атомохода за помощью не обращался.

Известно, что Южно-Китайское море изучено вдоль и поперек: все глубины промерены, все рифы, отмели и острова давно нанесены на морские карты и известны всем штурманам и лоцманам. И именно это обстоятельство не позволяет считать, что американская подводная лодка стала жертвой так называемой «навигационной аварии», когда судно натыкается на риф, садится на мель или иным образом приходит в соприкосновение с морскими естественными или искусственными «стационарными» объектами.

Американский атомоход мог столкнуться с неизвестной подлодкой в Южно-Китайском море
Global Look Press / US Navy

Принимая во внимание то в высочайшей степени точное навигационное обеспечение, которым располагает штурманская часть атомохода (где точность нужна не только для безопасного судовождения, но и для применения всего набора ракетного вооружения, которым оснащена подводная лодка), факт навигационной аварии ставится под большое сомнение, а то, что Connecticut в момент удара находился на глубине 50 метров, исключает возможность его столкновения с каким-либо надводным кораблем, коих в этом оживленном районе международного судоходства бывает очень много.

Специалисты полагают, что SSN-22 мог столкнуться с себе подобным — с одной из подводных лодок другого государства, которые теоретически могли находиться рядом с американским атомоходом и быть на одной с ним глубине, что могло создать предпосылки для столкновения.

Американский атомоход мог столкнуться с неизвестной подлодкой в Южно-Китайском море
Global Look Press / Kurniawan

Кто мог быть в момент столкновения в Южно-Китайском море? Да, в общем, кто угодно. На самом деле целый ряд стран, соприкасающийся с акваторией этого моря, имеет в составе своих военно-морских сил подводные лодки. Разумеется, в первую очередь — ВМС НОАК, располагающие примерно 68 подводными лодками, из которых 15 оснащены ядерными энергетическими установками. Это шесть ПЛАРБ проекта 094/094А «Цзинь», шесть многоцелевых АПЛ проекта 093/093А «Шань» и три атомных подводных лодки проекта 091 «Хань».

Кроме того, флот Поднебесной имеет в распоряжение 17 неатомных подводных лодок с воздухонезависимой энергетической установкой проекта 039А/039В «Юань», 13 дизель-электрическими подводными лодками проекта 039 «Сун» и 11 дизель-электрическими подводными лодками проекта 035 «Мин». Также в состав флота входят 10 подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» и две лодки проекта 877ЭКМ, закупленные в России.

Американский атомоход мог столкнуться с неизвестной подлодкой в Южно-Китайском море
Global Look Press / Li Gang

Учитывая возросшую активность китайских ВМС в деле противостояния с силами американского флота в Южно-Китайском море, вполне можно допустить мысль о столкновении американского атомохода с одной из перечисленных китайских лодок, которые могли осуществлять слежение и сопровождение незваного гостя, или наоборот, быть сопровождаемыми американским атомоходом.

Кроме того, в Южно-Китайском море могли быть лодки других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, Вьетнам располагает шестью лодками проекта 636.1 «Варшавянка» российской постройки, а эти лодки, по признанию тех же американцев, обладают пониженной шумностью, что не позволяет в некоторых условиях осуществлять контроль их перемещений. То есть, Connecticut просто мог не заметить такой аппарат и столкнуться с ним в подводном положении. Как я уже написал, Китай обладает десятью подводными лодками подобного проекта, также построенными на российских верфях.

Американский атомоход мог столкнуться с неизвестной подлодкой в Южно-Китайском море
Global Look Press / Zhang Lei/CFP 2009

Малайзия в составе своих ВМС имеет две подводные лодки проекта Scorpene, построенных во Франции. Это вполне современные лодки, также обладающие превосходными подводными характеристиками. В составе ВМС Индонезии имеется четыре подводные лодки, построенные на верфях Германии — две проекта 209/1300 и две проекта 209/1200, причем последние являются весьма совершенными типами подводных лодок и по совокупности своих характеристик практически не отстают от французских собратьев.

Чисто теоретически в Южно-Китайском море могли присутствовать подводные лодки Японии, Австралии, Южной и Северной Кореи и России. По понятным причинам, рассуждать о «российском следе» в данном регионе нет никакого смысла — там и без нашего присутствия вполне себе справляется «китайский брат», корейские подводники в основном заняты друг другом, а вот Япония в процессе отработки элементов борьбы с нарастающим военно-морским влиянием Китая или Австралия в рамках появившегося военного альянса AUKUS вполне могли присутствовать в районе происшествия.

Так, Австралия в настоящее время располагает шестью дизель-электрическими подводными лодками проекта Collins, а Силы Самообороны Японии в своем составе имеют 12 дизель-электрических подводных лодок типа Soryu, 11 лодок типа Oyashio и две лодки нового проекта Taigei, пока не принятые в боевой состав флота, так как одна из них проходит ходовые испытания, а другая только на днях была спущена на воду.

Американский атомоход мог столкнуться с неизвестной подлодкой в Южно-Китайском море
history.navy.mil / official U.S. Navy web site

В общем, «встретиться» с американской подводной лодкой в Южно-Китайском море могла любая из перечисленных субмарин, и сейчас экспертное сообщество внимательно наблюдает за всеми верфями и судоремонтными предприятиями, ожидая, на каком из них может появиться «второй виновник» происшествия. Но пока что такая информация в отрытые источники не просочилась. Так же не было сведений о потерях среди подводных сил Азиатских государств.

Следует также отметить, что сразу после столкновения SSN-22 с неизвестным подводным объектом в район происшествия незамедлительно прибыло американское океанографическое исследовательское судно Mary Sears класса Pathfinder, принадлежащее командованию морских перевозок США. В течение 5–9 октября это судно вело активную деятельность вдоль побережья Вьетнама, вероятно, занимаясь поиском того самого «подводного объекта», с которым столкнулся американский атомоход. Результаты работы этого судна общественности так же пока не представлены. Так что, остается только ждать, когда время приоткроет завесу тайны этого загадочного происшествия.

Вернуться назад
Комментировать