Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Бензиновый прогноз: автолюбители заплатят за налоговый маневр

Бензиновый прогноз: автолюбители заплатят за налоговый маневр

21:14  25 Ноября 2014
779

ппп

По данным Росстата, цены на бензин за сентябрь 2014 года выросли в среднем на 7,9%, а уже с начала следующего года, когда начнут действовать новые законы, стоимость литра бензина может достигнуть 45 рублей. О том, чем обусловлены столь тревожные прогнозы, говорили сегодня эксперты на пресс-конференции, посвященной теме «Какой будет величина цены за бензин в декабре?».

Зима – ерунда, если бы не маневры

По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, в осенне-зимний период цены обычно не растут, особенно сегодня, когда предложение превышает спрос, и до конца декабря роста цен на топливо не будет. Зато с января начнет действовать утвержденный премьером налоговый маневр, и цены начнут расти не только на автомобильное топливо, но и на авиационное и дизельное. А это значит, надо ждать инфляции, повышения цен на товары и услуги, включая авиабилеты. В рамках налогового маневра возрастет НДПИ, причем снижение акцизов его никак не компенсирует. Аркуша пояснил, что стоимость бензина зависит от трех факторов: «Во-первых, это налоговая нагрузка и, соответственно, ее изменение в ту или другую сторону. Во-вторых, баланс спроса и предложения. И, наконец, инфляция, которая влияет вообще на все».

Репрессии в интересах ВТО

На вопрос корреспондента Федерального агентства новостей, чем объяснить столь непопулярное решение, ведущее к повышению цен на бензин в следующем году, член комитета Государственной думы по энергетике Андрей Крутов ответил, что оно обусловлено стремлением кабинета Медведева перераспределить большие потоки бюджетных средств, что, по словам депутата, «обычно даром не проходит». Также эксперт пояснил, что если раньше баланс потребления бензина на внешнем и внутреннем рынке был 60:40, то с нового года потребление будет в пользу внутреннего рынка, и сложится пропорция 40:60. Инициативу по налоговому маневру Крутов назвал «крайне вредной, непродуманной» и предпринятой в интересах ВТО. «Только повышение акцизов в цене бензина составит 10%. А оценивая проблему в комплексе, можно сказать, что повышение в 2015 году будет гораздо более значительным. Помимо налогов, есть ведь и расходы на нефтепереработку: там много всего импортного, построены заводы зачастую с привлечением зарубежных кредитов. Надежды правительства на удержание цены репрессивными методами, по-моему, обречены на провал», — предупредил Крутов. К тому же, по его мнению, повышение акцизов неизбежно обернется «дырками» в региональных бюджетах.

Право на конкурентное преимущество

Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин поддержал коллегу, отметив, что «налоговый маневр вызывает вопросы», рост цен ляжет на внутреннего потребителя. Тем не менее, по оценке ФАС, прогнозируемая к концу 2015 года цена на бензин в размере 45 рублей ничем особо не обоснована: заводы производят столько же бензина, сколько и раньше, да и потребление не увеличилось. По словам представителя ФАС, ажиотажный рост цен на бензин в этом году имел место из-за аварии на Ачинском НПЗ, но по этому эпизоду ФАС провела проверку, заведены дела на крупных игроков нефтяного рынка, из-за которых были ущемлены интересы независимых АЗС: «Башнефть», «Лукойл» и «Роснефть». В продолжение темы Андрей Крутов подчеркнул: «Россия входит в тройку — если даже не в двойку — крупнейших нефтедобывающих стран мира. И в мировом масштабе нефть для нас — сильное конкурентное преимущество. И лишать население этого фактора, даже руководствуясь принципами ВТО, сомнительно». В своем комментарии Евгений Аркуша сообщил, что, если налоговый маневр, который особенно не обсуждался, бизнес-сообщество не смогло предотвратить, то с налоговыми сборами на бензин оно справилось, не допустив, таким образом, еще большего повышения цены на топливо.

Евро-3: запретить или погодить?

По мнению экспертов, следующий год будет весьма напряженным, поскольку наряду с подорожанием бензина и ростом инфляции Россия должна будет отказаться от стандарта бензина ниже класса «Евро-4», а это значит, что будет доступен только более качественный и более дорогой бензин. А для регионов, где у населения большие проблемы с деньгами, это будет настоящим потрясением. Особенно если учесть, что проведенная с помощью более дорогого топлива посевная кампания сильно ударит по карману населения. В связи с этим Андрей Крутов предложил отсрочить решение об отказе от бензина класса «Евро-3», как это сделал, например, Казахстан. Правда, нет уверенности, что это предложение впишется в либеральный курс российской экономики… Сергей Бендин

Алексей Громов
Новости партнеров

mediametrics