Марокканских школьников почти не обучают чтению и письму на арабском языке

Общество

Востоку и Северной Африке необходимо сократить бедность в области образования.

Рабат, 10 июля. Всемирный банк опубликовал доклад, посвященный изучению образования в странах Ближнего Востока и Северной Африки, с целью осведомить о способах улучшения преподавания и обучения арабскому языку.

Выяснилось, что 59% детей не могут читать и понимать текст, предназначенный для десятилетнего возраста. Всемирный банк считает, что отсутствие взаимодействия между подростками и национальной системой образования не позволяет странам Ближнего Востока и Северной Африки реализовать социально-экономический потенциал.

Согласно докладу, повысить эффективность преподавания и изучения арабского языка необходимо, чтобы ликвидировать дефицит обучения в регионе. Кроме того, существует множество общих рекомендаций, подкрепленных научными исследованиями, которые могут использовать специалисты в области образования для продвижения современного стандартного арабского языка (MSA).

Дети стран Ближнего Востока и Северной Африки широко используют диалекты, поэтому им сложно освоить MSA и, соответственно, учиться, читать, писать. Это создает серьезные трудности для многих школьников, учитывая, что на арабском языке говорят более 467 миллионов человек в 60 государствах, в каждом из которых есть собственные диалекты.

«Эти проблемы могут быть решены с помощью целенаправленных действий, таких как создание богатой языковой среды, раннее знакомство с MSA и высококачественное обучение, основанное на науке о чтении», — говорится в отчете.

Всемирный банк рассматривает методы преподавания и обучения, которые можно принять всему региону для улучшения изучения арабского языка, что, в конечном счете, решит проблему образования. Одна из стратегий, предложенных в докладе, заключается в поощрении детей к чтению на родном языке и поддержке развития устной речи посредством бесед с родителями.

Кроме того, Марокко признали страной с неудачным опытом. В королевстве 21% взрослых не интересует образование дошкольников, 35% почти никогда не говорят с детьми о том, что они прочитали, а 51% даже не играют в словесные игры. Поэтому уровень бедности в области образования в королевстве чрезвычайно высок: 66% детей не владеют арабским языком к концу начального школьного возраста по сравнению с 63% по региону.

Качество марокканского школьного обучения также подверглось тщательному изучению в докладе, показавшем, что в 2016 году только 9% детей в стране посещали школу с хорошо укомплектованной библиотекой. Кроме того, согласно исследованию 2019 года, только 42% марокканских учителей 4 класса имеют степень бакалавра или выше, что противоречит целям, согласно которым все преподаватели должны иметь достаточную квалификацию, чтобы эффективно обучать чтению и письму.

Однако королевство старается реализовать современные инициативы, которые изменят практику обучения и преподавания. Например, недавно завершилась пилотная программа подготовки учителей под названием «Чтение Википедии в классе», обеспечивающая жизненно важные навыки цифровой грамотности.

Несмотря на многие значительные шаги в направлении прогресса в области образования, очевидно, что в Марокко, как и во всем остальном мире, коронавирус разрушительно воздействовал на обучение. Закрылись школы, а в сельских регионах нет интернета, чтобы обучаться дистанционно. Все это стало препятствиями для среднего образования.

Полное воздействие пандемии на учащихся еще предстоит определить, но остается несомненным, что должностным лицам Министерства образования и науки Марокко необходимо прислушаться к советам Всемирного банка и разработать инициативы по поддержке детей в арабоязычном мире. Иначе школьники продолжат сталкиваться с «потерянным учебным годом».