Лента
28 октября 18:44
Все новости
Креативная экономика Ближнего Востока: как искусство помогает слезть с нефтяной иглы
Федеральное агентство новостей  /  Global Look Press / Jürgen Schwenkenbecher, Karol Kozlowski

Несмотря на увеличение финансовых расходов в последние 18 месяцев из-за пандемии коронавируса, несколько ближневосточных стран продолжают делать крупные вложения в культуру и искусство: в музеи, галереи, объекты исторического наследия и иные учреждения сектора креативной экономики. Арабские лидеры рассчитывают, что эти инвестиции станут залогом долгосрочного роста их экономики.

Как Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет развивают свои культурные проекты и с какими сложностями они сталкиваются — читайте в материале международной редакции Федерального агентства новостей.

Креативная экономика — шанс на развитие

Сегодня все больше людей стремятся монетизировать свои идеи, сделав творчество источником стабильного дохода. Специалисты ЮНЕСКО утверждают, что индустрия культуры сейчас является одним из самых быстрорастущих секторов в мире.

Ее ежегодные доходы составляют 2,25 млрд долларов, а общий вклад в мировой ВВП — от 3 до 10%. Кроме того, культурные учреждения обеспечивают по всему миру примерно 30 млн рабочих мест.

Признание потенциала сектора привело к тому, что на 74-й сессии Генассамблеи ООН 2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. Творчество признано возобновляемым безграничным и устойчивым ресурсом, который можно найти в любой точке мира.

На фоне мировых кризисов и пандемии коронавируса потенциал креативной экономики теперь планируют применить для стимулирования всестороннего развития. Распространение COVID-19 обнажило проблемы творческой индустрии, которая была фактически парализована из-за ограничений на проведение мероприятий, закрытия учреждений и других мер, принятых в период локдауна для борьбы с распространением заболевания.

Большинство деятелей из области искусства в период коронакризиса оказались крайне уязвимы в социальном плане: работающие в частном секторе художники и разного рода артисты, не вовлеченные в государственные институции, оказались лишены поддержки со стороны государства. В то же время их деятельность в период связанных с пандемией ограничений оставалась востребованой у людей: музыка, кино, видеоконференции, лекции, подкасты — эти и другие продукты творческой индустрии были нужны для того, чтобы справиться с психологической нагрузкой от изоляции.

Осознание этого факта подтолкнуло ООН поручить ЮНЕСКО стимулировать важную отрасль, имеющую хорошие перспективы.

Эту идею оперативно подхватили Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет. За счет новых культурных мегапроектов они рассчитывают сделать еще один шаг к диверсификации своей экономики. В их политике прослеживается несколько важных тенденций:

  • использование природных особенностей;

  • работа с объектами исторического наследия;

  • реализация образовательных объектов;

  • привлечение международных брендов и известных личностей из сферы искусства.

Как и во всем остальном мире, сектор креативной экономики Ближнего Востока особенно пострадал от пандемии COVID-19. Но и здесь общественная реакция на кризис подчеркнула важность творчества и культуры в поддержании жизнестойкости общества.

Саудовская Аравия

Эр-Рияд уже на протяжении нескольких лет усиливал расходы на культурные проекты. Развитие данной сферы укладывается в государственную программу Vision 2030, рассчитанную на полную трансформацию государства: как в вопросах внутренней политики, так и на внешних фронтах. Это выражается в разработке новых реформ и инвестиционных инициатив, которые в перспективе должны снизить зависимость государства от экспорта углеводородов.

В рамках госпрограммы был создан специальный Саудовский фонд культурного развития. Он предназначен для поддержки предприятий, частных лиц и групп граждан, работающих в этом секторе. Только в 2021 году организация выделила на реализацию новых проектов почти 50 млн долларов.

Программа Vision 2030 разрабатывается еще с 2016 года, именно тогда Эр-Рияд начал усиливать инвестиции в культурную индустрию, развивая объекты для туризма и досуга.

Diriyah Gate

Недавно Королевство удвоило бюджет на реализацию проекта Diriyah Gate — одной из важнейших инициатив Vision 2030 в области культуры и досуга.

Это масштабный культурно-развлекательный комплекс в древней столице Саудовской Аравии —Эд-Диръии, располагающейся в западном пригороде Эр-Рияда. Из этого населенного пункта происходят саудиты — правящая династия Королевства.

Он был разрушен в 1818 году во время Османо-саудовской войны, после чего жители полностью покинули данный район. В XX веке началось повторное заселение территории, сначала в развалинах поселились бедуины, а в 1970 году неподалеку от руин появился новый одноименный город.

С тех пор древние здания постепенно реконструируются, а центральный район Эт-Турайф (одна из трех частей старого города) был внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия как музей под открытым небом.

Несмотря на то, что Эд-Диръия и так является важной достопримечательностью саудовской истории, привлекающей туристов, после реализации проекта Diriyah Gate власти хотят сделать его таким же популярным у путешественников, как египетские пирамиды или римский Колизей.

Генеральный директор Управления развития Diriyah Gate Джерри Инзерилло сообщил, что в настоящее время сумма, отведенная на реализацию проекта, возросла с 20 до 40 млрд долларов. Увеличение бюджета и, соответственно этому, масштабов работ, было инициировано лично наследным принцем Мухаммадом бин Салманом.

Данный проект включает в себя не только реконструкцию и создание новых музейных объектов. Так, древний город становится местом для развития различных местных брендов и ремесленнических производств.

Разработчики инициатив Diriyah Gate, охватывающих западную часть центрального региона Саудовской Аравии, руководствуются рядом принципов:

  • Сохранение исторической самобытности региона.

  • Защита окружающей среды и природной геологии.

  • Установление четких руководящих принципов для развития городов.

  • Следование правилам и предписаниям, направленным на обеспечение естественной гармонии и бесшовной интеграции между старыми и новыми районами.

  • Улучшение благосостояния и качества жизни всех тех, кто живет и работает в Эд-Диръии.

Путешествие во времени

Другим важным культурным проектом стал план развития долины Аль-Ула, расположенной к северо-западу от Медины.

Проект властей, направленный на развитие данного района, рассчитан на 15 лет. По плану наследного принца Мухаммада бин Салмана, в располагающемся в этой местности оазисе должен появиться большой культурный парк, погружающий посетителей в 200-тысячелетнюю историю человечества и природы.

В регионе располагается масса достопримечательностей различных периодов времени, от неолита до современности. Там находятся не только уникальные природные объекты, но и набатейские гробницы Хегры, также признанные объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

Власти планируют использовать все особенности местности, создав там природные и археологические и культурные парки, привлекающие туристов.

Misk Art Institute

В 2017 году под эгидой Misk Foundation, фонда Мухаммада бин Салмана, был основан новый художественный институт, созданный для развития прикладных искусств в Саудовской Аравии. При этом он задумывался и как инструмент «мягкой силы» государства — Misk Art Institute ориентирован на культурную дипломатию и обмен опытом с другими странами, что усиливает влияние государства за рубежом.

«Саудовская Аравия находится в эпицентре ключевого культурного движения», — считает генеральный директор института Рим аль-Султан.

По словам главы Misk Art Institute, недавно в учебном заведении был удвоен ежегодный грант для деятелей искусства: теперь он составляет около 270 тысяч долларов, что делает его крупнейшим в регионе.

Также там была создана новая библиотека, в которую вносятся работы выдающихся саудовских и арабских художников.

«Предоставление поддержки, инфраструктуры и возможностей для саудовского искусства и художников помогает распространять по миру информацию о богатом культурном наследии региона, приглашая к более широкому международному диалогу и укрепляя отношения с нашими партнерами по всему миру», — сказал Рим аль-Султан.

Misk Art Institute не только обучает студентов, он является площадкой для реализации разного рода культурных проектов, находится в постоянной коммуникации с различными деятелями искусства. Речь в данном случае идет как о традиционных видах вроде живописи и скульптуры, так и о современных экспериментах в поле цифровых технологий и перформанса.

В распоряжении института находятся мастерские для художников различных направлений и выставочные залы. Кроме того, его представители присутствуют в постоянном Национальном павильоне Саудовской Аравии на Венецианской биеннале.

Увеличение размера гранта института искусств делает его еще более привлекательным для талантов из других стран, готовых жить и трудиться в Эр-Рияде.

Объединенные Арабские Эмираты

В июне 2021 года Абу-Даби объявил о том, что инвестирует еще 6 млрд долларов в культурную и креативную индустрию. Эти деньги пойдут в дополнение к выделенным ранее 2,3 млрд долларов, направленным на стимулирование отрасли после пандемии.

«Мы знаем, что креативные индустрии в будущем будут основным вкладчиком в ВВП Абу-Даби», — заявил недавно Мохаммед аль-Мубарак, возглавляющий Департамент культуры и туризма столичного эмирата.

В 2019 году власти страны Персидского залива утвердили Стратегию культуры и креативных индустрий (Culture and Creative Industries Strategy — CCI Strategy) Абу-Даби. Она представляет собой комплексный пятилетний план, направленный на ускорение роста бизнеса и создание рабочих мест в сферах кино, телевидения, изобразительного и исполнительского искусства, игр, киберспорта, ремесел и издательского дела.

Новые пространства

Общие инвестиции на поддержку правительственного плана составляют свыше 8 млрд долларов, которые будут вложены как в государственный, так и в частный секторы страны. Часть этой суммы пойдет на реализацию монументальных проектов, вроде Центра искусств Яс (Yas Creative Hub) или Культурного района Саадият.

В частности, к концу 2021 года в новой медиа-зоне Yas Creative Hub будет работать в общей сложности 8000 сотрудников. Сейчас, например, там уже базируется региональный отдел новостей CNN, ведутся переговоры и с другими известными медиа.

В то же время создание культурного района Саадият движется к завершению — окончание работ запланировано на 2025 год. Среди значимых объектов этого комплекса — Дом семьи Авраама, который ланируется сделать местом для межконфессионального диалога, где рядом будут размещены христианская церковь, мечеть и синагога.

В творческом и культурном секторе Абу-Даби сейчас трудится около 20 тысяч человек. В течение ближайших четырех лет в этой отрасли планируют создать еще 15 тысяч полноценных рабочих мест. При этом привлекать специалистов планируют и из-за рубежа: Департамент культуры и туризма уже одобрил создание гибкой визовой системы для иностранных талантов.

«Это не новая тенденция. Абу-Даби уже более десяти лет вкладывает значительные средства в культуру. Эти ключевые инвестиции уже начались. То, что было объявлено — это продолжение и расширение вложений. Почему? Потому что правительство провело свое исследование и выяснило, что это многомиллиардная отрасль. Стратегия заключается в том, чтобы найти способы развивать индустрию на местном уровне», — сказала директор Abu Dhabi Art Дьяла Нуссейбе.

Курс на музеи

В 2017 году в ОАЭ уже появился Лувр Абу-Даби, созданный в тесной интеграции с французским Министерством культуры на острове Саадият. Также скоро будет достроен Национальный музей шейха Заида (назван в честь отца-основателя и первого президента ОАЭ), а также филиал американской галереи Гуггенхайма, где будут располагаться собрания шедевров современного искусства.

В течение следующих пяти лет на поддержку новых выставочных площадок и творческой деятельности планируют выделить еще около 6 млрд долларов.

Пандемия коронавируса и локдаун стали причиной нового шага в развитии современных технологий, разнообразивших и мир искусства. Так что наряду с «традиционными» видами творчества ближневосточные галеристы осваивают и цифровые новинки. Так, в ОАЭ есть галерея The Third Line, где проходят выставки NTF-искусства.

Абу-Даби не боится перенимать опыт других стран и вкладываться во что-то новое.

Культура спасает экономику

«Культурная и креативная индустрия является одним из самых быстрорастущих секторов экономики в мире. В Абу-Даби мы стали свидетелями значительного роста отрасли, сегодня она является ключевым драйвером социально-экономического роста и диверсификации экономики», — рассказал заместитель министра культуры и туризма Сауд аль-Хосани.

По его словам, культурные продукты сегодня демонстрируют значительную устойчивость и адаптивность в условиях меняющейся экономики.

«Таким образом, по мере того, как мир выходит из последствий пандемии COVID-19, мы можем ожидать, что высокоценные продукты и услуги креативной индустрии помогут восстановить экономику», — сказал заместитель министра.

Египет

Каир в период кризиса также не побоялся нарастить расходы на культуру и искусство. Египетские власти рассчитывают, что данная индустрия поможет в восстановлении сильно пострадавшего туристического сектора.

По этой причине большие средства были брошены на создание нового здания Большого Египетского музея (Gran Museo Egipcio), общая площадь которого достигает почти 500 тысяч квадратных метров. Располагающийся на краю плато Гиза объект планируют открыть позже в этом году. Деньги на его создание были предоставлены государством, инвестировавшим в развитие культуры и сохранение объектов исторического наследия значительные средства.

Представители министерства туризма и древностей заявляют, что правительство намерено повысить уровень услуг, предоставляемых посетителям 30 ключевых достопримечательностей, музеев и археологических памятников страны.

В культуре — спасение туризма

Также продолжается строительство Нового Каира в южных пригородах столицы. Там планируют создать несколько театров, выставочных залов, библиотек, музеев и галерей. Строительство первой очереди города стоимостью 58 млрд долларов будет завершено в 2030 году.

При этом в Египте в культурное возрождение государства вкладывается не только государства. Так, управляемая миллиардером Нагибом Савирисом компания Orascom Investments не так давно подписала контракт на сумму 12,7 млн долларов. Эти средства пойдут на разработку и создание нового оборудования для световых шоу в пирамидах Гизы.

Для экономики этой страны туризм является одним из ключевых источников дохода, так что период коронавирусных ограничений обошелся государству слишком дорого, нанеся серьезный удар по бюджету. Сейчас, постепенно вкладываясь в область культуры, чиновники рассчитывают вновь сделать страну привлекательной для путешественников. Власти хотят вернуть туристический поток к прежним показателям к 2022 году.

Преодолеть порог кризиса

Власти арабских стран рассчитывают на то, что ставка на креативную экономику оправдает себя. Пандемия внесла свои корректировки в современную политику, и арабские страны стремятся использовать новые вызовы как возможность для дальнейшего развития.

Всеобщий кризис сделал очевидными проблемы ресурсо-ориентированных экономик. В странах Персидского залива спрос на энергоносители указал на уязвимость существующей системы. В этом случае Саудовская Аравия и ОАЭ идут по наиболее верному пути, развивая проекты в различных направлениях и диверсифицируя экономику. Индустрия искусства здесь становится только одним из направлений будущего развития.

Египет, в свою очередь, использует те же инструменты культуры и творчества, но для возрождения своей наиболее важной отрасли — туризма, за счет которого экономика государства держится на плаву долгие годы. Создание новых уникальных объектов и достопримечательностей сделает страну привлекательнее для иностранцев.

Впрочем, пока правильность их инициатив проверить еще не представляется возможным — на это потребуется некоторое время. Взятие ситуации с COVID-19 под контроль позволит мировой экономике встать на путь восстановления, что, безусловно, ускорит запущенные в период кризиса проекты, и оценить целесообразность предпринятых шагов.

Вернуться назад

Комментировать