loop
ДНК мышей спасет человека от ВИЧ

21:00  19 Ноября 2014

ДНК мышей спасет человека от ВИЧ

Москва, 19 ноября. Большая группа генетиков под руководством Фэна Юэ (Калифорнийский университет в Сан-Диего) опубликовала исследование, рассказывающее о том, как изучение эволюции генома мыши, сравнение его с человеческим и выделение общих участков ДНК поможет в изучении генетического механизма возникновения различных заболеваний у людей. Полная расшифровка генома домовой (лабораторной) мыши была сделана в 2002 году. В результате работы выяснилось, что ДНК мыши на 80% совпадает с ДНК человека, а 99% генетического кода можно назвать схожими. При этом длина генетического кода мыши лишь немного меньше человеческого: она составляет 2,5 миллиарда и 2,9 миллиардов пар нуклеотидов соответственно. Это открытие дало генетикам возможность изучать функции человеческих генов, блокируя нужные участки ДНК мышей. До недавнего времени считалось, что около 95% ДНК человека можно отнести к так называемой «мусорной» или «некодирующей» ДНК – участкам, которые не несут никакой информации о последовательности аминокислот, а также промежуткам между генами. Однако полностью расшифрованный геном мыши и его сходство с человеческим позволили исследователям выяснить: ранее генетики сильно завышали долю «мусорной» ДНК людей. В 2012 году в рамках публикаций проекта «Энциклопедия элементов ДНК» было доказано, что около 80 процентов ДНК несет конкретные биохимические функции. В настоящее время генетики активно продолжают изучение и сравнение геномов мыши и человека. Группа исследователей под руководством профессора Фэна Юэ провела первый всесторонний анализ мышиного генома и выяснила, что ДНК грызунов может помогать не только в установлении функций отдельных генов, но и понимать более сложные и комплексные процессы, происходящие внутри ДНК, например, механизмы возникновения и развития болезней. Особое внимание в своей работе ученые уделили экспрессии генов – преобразованию наследственной информации в РНК или белок, что помогает клеткам контролировать собственную структуру и эволюционировать. Исследователи установили, что, несмотря на отличие регулирующих экспрессию генов механизмы, их ядро у человека и мыши одинаково. Изучение цис-регуляторных элементов (участков ДНК, регулирующих экспрессию генов) позволило группе профессора Юэ выявить закономерности процессов возникновения и развития ретровирусов в клетках человека. С полным текстом работы исследователей можно ознакомиться в журнале Nature. Ретровирус – это вирус, который способен сформировать свою собственную ДНК и встроить ее в генетический код хозяина, причем обнаружить его до этого момента практически невозможно. К ретровирусам относятся такие заболевания как вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) или вирус лейкоза крупного рогатого скота. Профессор Юэ уверен, что дальнейшие исследования генома мыши и сравнение его с человеческим поможет ученым дать ответы не только на вопросы о том, как возникают и развиваются генетические заболевания, но и о возможных путях их эволюции. Яна Хлюстова

Алексей Громов