ДНК мышей спасет человека от ВИЧ
Киев собирается убедить Маска открыть на Украине завод Tesla
Следующая новость

ДНК мышей спасет человека от ВИЧ

Москва, 19 ноября.

Большая группа генетиков под руководством Фэна Юэ (Калифорнийский университет в Сан-Диего) опубликовала исследование, рассказывающее о том, как изучение эволюции генома мыши, сравнение его с человеческим и выделение общих участков ДНК поможет в изучении генетического механизма возникновения различных заболеваний у людей. Полная расшифровка генома домовой (лабораторной) мыши была сделана в 2002 году. В результате работы выяснилось, что ДНК мыши на 80% совпадает с ДНК человека, а 99% генетического кода можно назвать схожими. При этом длина генетического кода мыши лишь немного меньше человеческого: она составляет 2,5 миллиарда и 2,9 миллиардов пар нуклеотидов соответственно. Это открытие дало генетикам возможность изучать функции человеческих генов, блокируя нужные участки ДНК мышей. До недавнего времени считалось, что около 95% ДНК человека можно отнести к так называемой «мусорной» или «некодирующей» ДНК – участкам, которые не несут никакой информации о последовательности аминокислот, а также промежуткам между генами. Однако полностью расшифрованный геном мыши и его сходство с человеческим позволили исследователям выяснить: ранее генетики сильно завышали долю «мусорной» ДНК людей. В 2012 году в рамках публикаций проекта «Энциклопедия элементов ДНК» было доказано, что около 80 процентов ДНК несет конкретные биохимические функции. В настоящее время генетики активно продолжают изучение и сравнение геномов мыши и человека. Группа исследователей под руководством профессора Фэна Юэ провела первый всесторонний анализ мышиного генома и выяснила, что ДНК грызунов может помогать не только в установлении функций отдельных генов, но и понимать более сложные и комплексные процессы, происходящие внутри ДНК, например, механизмы возникновения и развития болезней. Особое внимание в своей работе ученые уделили экспрессии генов – преобразованию наследственной информации в РНК или белок, что помогает клеткам контролировать собственную структуру и эволюционировать. Исследователи установили, что, несмотря на отличие регулирующих экспрессию генов механизмы, их ядро у человека и мыши одинаково. Изучение цис-регуляторных элементов (участков ДНК, регулирующих экспрессию генов) позволило группе профессора Юэ выявить закономерности процессов возникновения и развития ретровирусов в клетках человека. С полным текстом работы исследователей можно ознакомиться в журнале Nature. Ретровирус – это вирус, который способен сформировать свою собственную ДНК и встроить ее в генетический код хозяина, причем обнаружить его до этого момента практически невозможно. К ретровирусам относятся такие заболевания как вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) или вирус лейкоза крупного рогатого скота. Профессор Юэ уверен, что дальнейшие исследования генома мыши и сравнение его с человеческим поможет ученым дать ответы не только на вопросы о том, как возникают и развиваются генетические заболевания, но и о возможных путях их эволюции. Яна Хлюстова